Спустя восемь лет после выхода «Семейного очага» выходит завершающая часть пенталогии об Антуане Дуанеле. Не похоже на то, чтобы Франсуа Трюффо задумывал еще одно продолжение, ведь в пятой картине он закрывает многие вопросы, оставленные им в предыдущих частях, и подводит своеобразный итог жизни своего альтер-эго, а значит и своей. Выход «Ускользающей любви» ознаменовал завершение уникального для мирового кино цикла, ведь это не была просто череда фильмов-продолжений. Уникальным было то, что режиссер проследил жизнь своего героя от детства до зрелого возраста, при этом сам актер взрослел в кадре вместе с персонажем, а поэтому цикл растянулся по времени на целых двадцать лет.
Фильм начинается с того, что Антуан утром покидает дом своей любовницы Сабин с тем, чтобы успеть на разводной процесс с Кристин, героиней предыдущих двух фильмов. Они уже несколько лет прожили отдельно, однако такой образ семейной жизни ничуть не смущал свободолюбивого Антуана. Он работает корректором в издательстве и успевает издать во многом автобиографическую книгу. В этот момент режиссер Франсуа Трюффо и его герой, писатель Антуан Дуанель, становятся разительно похожими друг на друга.
Значительную часть фильма составляют воспоминания, которые представлены кадрами из четырех предыдущих фильмов цикла. Неожиданно из прошлого появляется и первая любовь Антуана — своенравная Колетт, с которой он случайно встречается на вокзале. Огонь возможной интрижки Антуана и Колетт вспыхивает и гаснет также внезапно, как и в одноименной короткометражке. Отношения с Кристиной после развода еще больше натягиваются, а новая пассия Дуанеля Сабин не оставляет попыток изменить его натуру.
В дополнение к крайне запутанному клубку претензий и недомолвок Дуанеля с тремя главными женщинами в его жизни, туда неожиданно возвращается и его мать. Про ее судьбу мы так ничего и не знали. Оказывается, она умерла еще во время службы Дуанеля в армии, и вот только сейчас он встречается со своим отчимом с тем, чтобы с расстояния времени и полученного жизненного опыта наконец-то понять ее и простить. Этот водоворот женщин и нахлынувших воспоминаний по духу напоминает вышедший за два года до «Ускользающей любви» фильм «Мужчина, который любил женщин», но если его герой так и не смог определиться в своих предпочтениях, то Дуанель, кажется, все-таки нашел свой номер один. Не исключено, что и новым отношениям отведен вполне конкретный срок, но об этом мы уже едва ли узнаем…
Автор: Тарас Сасс
«Ускользающая любовь»
L’amour en fuite
Франция, 1979
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Мари-Франс Пизье, Клод Жад, Даниэль Месгиш, Жюльен Берто, Жан-Пьерр Дюкос, Мари Анрио, Рози Варт и др.