«Телохранитель» стал одним из самых кассовых фильмов 1992 года (он окупил бюджет десятикратно, собрав в прокате более 400 миллионов долларов), одной из самых любимых женских мелодрам и одним из культовых фильмов американского кино 90-х. И в то же время, он вызвал неоднозначную реакцию и вошёл в историю как плохой фильм с хорошей музыкой. За что же так ругали это кино, и кто изначально должен был сниматься в главных ролях?
Несостоявшийся проект
Сценарий «Телохранителя» долго пролежал в столе. Премьера фильма состоялась в ноябре 1992 года, а сценарий был написан в середине 70-х! Именно тогда и планировалось снимать фильм, но производство по разным причинам постоянно откладывалось. Разумеется, и актёры должны были бы другими.
Фильм, который мы увидели с Уитни Хьюстон и Кевином Костнером в главных ролях, должен был выйти с Дайаной Росс и легендой Голливуда Стивом МакКуином. Но это производство было отложено, а МакКуин умер в 1980 году. После него главную мужскую роль должен был играть Райан О’Нил, известный по мелодраме «История любви». Но и с ним в паре с Дайаной Росс картина тоже так и не состоялась.
После того, как съемки были отложены фактически на 15 лет, Дайана Росс уже не могла исполнять главную роль по естественным причинам – она просто постарела. Нужна была новая звезда, и роль предложили Уитни Хьюстон, которая никогда раньше не снималась в кино кроме появления в небольших эпизодах.
Она не была актрисою
Хьюстон была опытной певицей, но в своих актёрских способностях разумно сомневалась. За несколько недель до начала съемок она спросила режиссёра Мика Джексона, стоит ли ей взять уроки актёрского мастерства. На что он ответил: «Нет, это последнее, что тебе нужно делать». Режиссёр хотел, чтобы исполнение роли было как можно более естественным. Возможно, это было ошибкой.
В биографии Хьюстон приводятся слова Джексона о том, что между певицей и Кевином Костнером не чувствовалось никакой «химии». По его мнению, они выглядели словно пара друзей, которые проводят время вместе, но не были похожи на людей, которые испытывают друг другу чувства.
Костнер на протяжении всего производства поддерживал Хьюстон, которой было тяжело перед камерой. Он не хотел, чтобы из фильма врезались какие-то сцены, если они не понравятся режиссёру. Тем не менее режиссёр не собирался прогибаться и делать свой фильм хуже из-за плохого исполнения главной актрисы. В результате монтажа из фильма были вырезаны многие монологи Хьюстон, где она очевидно не блистала актёрским талантом. Взамен этого в фильм вошли сцены, где камера сосредоточивалась на молчаливых крупных планах певицы.
Хьюстон, у нас проблемы
После премьеры «Телохранитель» получил разгромную критику: на ресурсе Rotten Tomatoes, где собираются отзывы критиков и зрителей, фильм получил всего 33% положительных отзывов. Кинообозреватели называли его примитивной и пошлой слезливой мелодрамой, а Костнера и Хьюстон сравнивали со статуями, которые всё экранное время пытаются доказать зрителям, что что-то испытывают друг к другу.
В фильме главная героиня получает премию «Оскар», но в реальности у картины очень нетривиальная история с наградами. «Телохранитель» был представлен на премию Американской Киноакадемии в номинации «Лучшая песня» за композиции I Have Nothing и Run to You. «Оскаров» он не получил, потому что они ушли к песне из мультфильма «Аладдин». Зато за день до вручения премии фильм неоднократно вспоминали на антипремии «Золотая малина», которой отмечают худшие достижения в кинематографе.
В 1993 году на «Золотую малину» лента была представлена аж в семи номинациях, включая все основные: за худший фильм, мужскую и женскую роль, сценарий, песню (Queen of The Night) и худшую новую звезду в лице Уитни Хьюстон (и причёски Кевина Костнера). К счастью для репутации, ни одной премии «Телохранитель» так и не получил, войдя в книгу основателя «Золотой малины» Джона Уилсона как один из 100 самых приятных для просмотра плохих фильмов в истории кино.
Хорошо забытое старое
Для профессиональных кинокритиков и снобов-киноманов картина стала плохим кино с хорошей музыкой. Саундтрек к «Телохранителю» много лет лидировал в рейтингах продаж.
Несомненная жемчужина фильма – это композиция I Will Always Love You, которая исполняется в финале. Для кого-то удивительно, почему она не была номинирована на «Оскар» как лучшая песня, но ответ прост. Это не оригинальная композиция, а кавер-версия, которая благодаря Хьюстон обрела вторую жизнь и стала более известной, чем оригинал.
Большинство из нас узнало и полюбило песню I Will Always Love You именно в исполнении Хьюстон. На самом деле эта песня королевы кантри Долли Партон, выпущенная почти за 20 лет до выхода фильма – в 1973 году! Партон исполняла её в совершенно другой манере. Вы можете оценить и сравнить, чьё исполнение вам нравится больше. Для многих это действительно открытие.
Фото: кадры из фильма «Телохранитель» (Warner Bros.)