Фильм Дэвида Финчера по сценарию Аарона Соркина довольно быстро стал хитом у критиков, которые сразу после выхода успели сравнить его с такими шедеврами, как «Расемон» и «Гражданин Кейн». В центре шикарный персонаж Марка Цукерберга, роль которого блестяще исполнил Джесси Айзенберг. Человек, создавший самую крупную социальную сеть, сам оказывается совершенно неспособным на нормальное человеческое общение.
Жизнь его находится, по сути, в компьютере, и как только его вырывают из этого пространства, то он просто теряется. С ним пытается поговорить девушка – он скачет с темы на тему и всячески оскорбляет её, а когда она его бросает, он спешит домой, чтобы поскорее написать ещё парочку гадостей в своём блоге. Когда друг приходит с радостной новостью, наш гений не даёт ему сказать ни слова, а сам же торопится похвастаться обновлениями сайта.
Но с другой стороны голова на плечах у него, конечно же, есть, он действительно умён и сообразителен, но компьютерное пространство затягивает его слишком глубоко. Выберется ли он оттуда? Хочет ли он этого вообще? Ведь ему гораздо комфортнее в том мире.
Пускай книга Бена Мезрича, на которой основан фильм, и была написана при консультациях Эдуардо Саверина, который является, можно сказать, противником Цукерберга по ходу фильма, я не считаю, что Финчер занимает какую-то определённую позицию. У меня нет чёткого ощущения, что кто-то в этой истории прав, а кто-то виноват. В этом одна из прелестей ленты. Конечно, наибольшую симпатию вызывает как раз герой Саверина (сыграл его Эндрю Гарфилд, и сделал это очень здорово), но я не считаю, что авторы становятся целиком на его сторону. Баланс очень умело сохраняется до самого финала, который, кстати, тоже нужно отметить.
Вот он, весь Цукерберг, в этой последней минуте фильма, которая вызывает очень неоднозначные чувства. Хотя, кое-что после окончания картины становится вполне ясным – Финчер снял потрясающий фильм, и если этот режиссёр будет продолжать в том же духе, то волноваться за него не приходится.
Отрадно, что Финчер, применяя всё новые и новые кинотехнологии, не становится их заложником, а наоборот умеет заставить их работать в пользу фильма. Взять, к примеру, ту же съёмку цифровыми камерами. Многие режиссёры просто не справляются с ними, а Финчер действительно понимает, как с ними работать, отчего и результат получается достойный. Или, например, совершенно незаметное использование компьютерных эффектов для сцен с близнецами Винклвоссами – актёр Эрми Хаммер сыграл обоих, а затем его лицо «приклеили» к телу другого человека. Но не только в технологиях суть, без захватывающей истории и интересных персонажей далеко не уедешь. А история у картины есть, и она действительно впечатляющая.
Автор: Александр Ширай
«Социальная сеть»
The Social Network
США, 2010
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Руни Маара и др.