Любовь Полищук не дожила и не доиграла. Прожив короткую жизнь, эта яркая и талантливая актриса не реализовала в полной мере свой творческий потенциал и почти не снималась в главных ролях. А причина тому банальна, обидна и труднообъяснима. Полищук считали актрисой с несоветским лицом, которое не вписывалось в реалии советского кино 70-80-х. От неё ушло множество главных и второстепенных ролей, которые сыграли другие актрисы.
Заграничная красота и невостребованный талант
Вся жизнь Любови Полищук была преодолением себя и стремлением к мечте стать большой артисткой. В детстве она страдала от косоглазия, плохой дикции и кривых ног, не поступила в балетную школу из-за высокого роста, но стала солисткой школьного хора, потому что обожала петь. Она опоздала на вступительные экзамены в театральный и вернулась в родной Омск, где много лет проработала в филармонии.
Волею случая Полищук перебралась в столицу, чтобы стать сначала артисткой мюзик-холла, а затем театра миниатюр. Она очень хотела быть настоящей актрисой, чтобы сниматься в кино и играть драматические роли в театре. Но на пути к успеху были препятствия.
Первое препятствие – тесная ассоциация с эстрадой. Таких артисток как она просто не воспринимали всерьёз и не давали шансов заявить о себе в драматической роли.
Второе препятствие – так называемое несоветское лицо. Яркая и обворожительная красавица, она с лёгкостью исполняла роли обольстительниц, иностранок, чьих-то возлюбленных, но роли рядовых советских женщин часто обходили её стороной.
«Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали двенадцать лет. Был там один товарищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте — у этой артистки несоветское лицо!». А когда лицо стало нормальное, российское, для кино я как бы уже постарела».
Актриса говорила, что из почти 80 картин, которых она снялась, достойных работ можно по пальцам одной руки пересчитать. Представляем 5 фильмов, в которых могла сняться Любовь Полищук, но её не утвердили.
1. «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Небольшая роль Маньки-Облигации в культовом детективе Станислава Говорухина стала одной из самых узнаваемых в карьере Ларисы Удовиченко, а сам образ обрёл нарицательное значение. А ведь сначала режиссёр вообще не видел в ней этого потенциала, поэтому предлагал роль другим актрисам. Он пробовал Нину Ильину, Наталью Ченчик и Любовь Полищук, которой на тот момент уже исполнилось 30 лет. В конце концов Ченчик предложили другую роль, Ильиной и Полищук было отказано, а роль сыграла Удовиченко.
2. «Ищите женщину» (1982)
Роль некрасивой (и совсем не советской) старой девы Сюзанны Бриссар в гигантских очках сыграла многоплановая театральная актриса Людмила Дмитриева. Полищук была одной из тех, кто претендовал на роль и проходил пробы, но она, как и Татьяна Васильева, не была утверждена в этот теледетектив.
3. «Мы из джаза» (1983)
Музыка была родной стихией Полищук! Она даже прославилась благодаря молчаливому танго с Андреем Мироновым в «Двенадцати стульях», что стало её дебютным появлением в кино. Ничего удивительного в том, что актриса пробовалась в музыкальный фильм Карена Шахназарова сразу на две роли, но ни на одну не была утверждена.
Полищук претендовала на роль Кэт, которую сыграла Елена Цыплакова, а также на роль кубинской певицы Клементины Фернандес, воплощённую Ларисой Долиной.
4. «Любовь и голуби» (1984)
Образ простодушной деревенской Нади стал ролью всей жизни для Нины Дорошиной, которая играла её не только в кино, но и в своём родном «Современнике». Режиссёр Владимир Меньшов восхищался талантом и харизмой Полищук и сначала предлагал эту роль ей. Актриса проходила пробы, но, они, к сожалению, не понравились. Несмотря на попадание в возраст (чего не было у Дорошиной), это был совершенно не её образ.
Уже спустя много лет Меньшов, желая всё-таки поработать с Полищук, пригласил её в свою комедию «Ширли-мырли» на роль, которую потом сыграла Инна Чурикова, потому что Любови Григорьевне она не понравилась. Она же сыграла в фильме другую роль – тоже комедийную.
5. «Самая обаятельная и привлекательная» (1985)
Говорят, что в этом фильме большинство актёров получили роли без проб или особых проблем при утверждении. Единственная загвоздка возникла с ролью всезнающей и активной Сусанны. Режиссёр Геральд Бежанов хотел в этой роли видеть Полищук, которая была его первым выбором. По одной из версий актриса оказалась занята, по другой – он сам не утвердил её пробы.
Затем образ Сусанны примерила на себя Инна Чурикова, но режиссёр был против такого щепетильного подхода к роли, который продемонстрировала актриса. И тогда Сусанной стала Татьяна Васильева, с которой он намучился из-за споров и творческих мук, но это уже совсем другая история.
Вот что сама Любовь Полищук говорила о своём амплуа:
«Женщина-вамп – это не моё. Так получилось, что в начале в театре я сыграла одну из таких женщин. Получилось удачно, так и пошло-поехало. На самом деле я себя всегда считала острохарактерной артисткой. Мой любимый жанр – трагикомедия, трагифарс. Мне скучно иметь определённый имидж или стиль. Никакая я не вамп! Я обыкновенная земная женщина, очень любящая свою профессию».