Советский фильм «Москва слезам не верит» вышел на большие экраны 11 февраля 1980 года, отметив в прошлом году своё 40-летие. В 1981 году он получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм, благодаря чему стал хорошо известен во всём мире.
Что думают о нём зарубежные зрители, которые его посмотрели? Мы собрали 7 разных отзывов на фильм от зрителей с киносайта IMDb – трогательных, смешных и странных.
Французское кино и русский роман
«Это очень похоже на французский фильм, снятый советской студией. Мы видим, что Москва, которая не верит слезам, верит в любовь, и это совсем не политическая Москва, хотя некоторые называют друг друга “товарищ”. Действие развивается медленно, почти болезненно скучно, напоминая зрителю все клише о России: о нестильных нарядах, вымышленном рае заводского рабочего, резком контрасте между Москвой и работягами, живущими за городом.
Эта история похожа на русский роман: она охватывает большой период времени, но вы даже не заметите, как пролетят 2,5 часа. И возможно, как и я, скажете в конце: “Какой же замечательный фильм!”. Просто посмотрите его. Это один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел».
Большевизм слезам не верит
«Здесь всё реально и нет ложных чувств. Большевизм слезам не верит. Простой месседж фильма: счастье придёт к терпеливым. В большевистском обществе шансов много, а терпение – главная добродетель. Хотя фильм и отражает большевистское общество и его ценности, он, конечно, не пропагандистский. Это просто хорошее изображение людей и их отношений».
Ничего нового
«У себя на курсах я спросил у русских, какой русский фильм я должен непременно посмотреть, и они сказали, что этот. Потом я увидел все эти отзывы с оценками 10 из 10. Боже мой, как можно считать, что это великий фильм? Всё так утомительно, предсказуемо и штамповано…
Да, главная героиня довольно привлекательна и интересна с точки зрения антропологии, а фильм даёт зрителю представление о жизни в СССР в середине XX века (если это действительно точное отражение, а не коммунистическая пропаганда). Но этот сюжет повсюду, а большая часть сюжетной линии слишком избита. И это очень затянуто… Два с половиной часа!»
Фильм-пропаганда или «Москва не резиновая»
«Основная идея этого фильма в том, чтобы показать молодым людям, что нельзя обмануть большой город. Независимо от того, насколько вы манипулятивны и как сильно вы мотивированы быстро сорвать джекпот, вас постоянно будут взвешивать, измерять, и в конце концов вы получите то, что действительно заслуживаете. Этот процесс сначала поглотит 15 лучших лет вашей жизни, а затем вы обнаружите себя живущим в мегаполисе в среднем возрасте и с той же целью, которая теперь ещё дальше, чем была в начале.
Москва защищает своё достоинство, Москва преподаст вам много уроков, Москва возьмёт на себя вашу жизнь, скользя сквозь пальцы, когда вы смотрите в глаза этому городу, не замечая проходящих лет. Москва равнодушна к вашим слезам. Вы не можете обмануть жизнь, вы не можете обмануть Москву, не сыграв злую шутку с собой. Пропагандистская идея фильма в том, чтобы удержать талантливых молодых людей там, где они родились».
Кино о трудной судьбе женщины из Восточной Европы
«“Москва слезам не верит” — трогательная история о человечности, о судьбах и несчастьях, которые могут постигнуть каждого из нас, что позволяет нам легко увидеть себя в героях.
В этом фильме также рассказывается о стремлении восточноевропейских женщин заполучить идеального мужчину. Эта необходимость объяснима, ведь иначе в коммунистическом обществе такая женщина обречена на пожизненное прозябание в бедности, в беспокойной, скучной и утомительной жизни в каком-нибудь унылом русском провинциальном городке с пьющим мужем.
Сюжет фильма особенно притягателен, потому что он убедительно переносит зрителя в столицу СССР 50-70-х годов. Хотя это коммунистическое общество давно исчезло, «Москва слезам не верит» легко вернёт вас туда».
Советская мыльная опера
«Если отринуть тот факт, что фильм снят в СССР, то это похоже на обычную мыльную оперу. В нём нет ничего особенного, но для своего времени он снят довольно хорошо. Единственное, на что стоит обратить внимание — это сцена в парке с длинным кадром. Просто удивительно, насколько это похоже на сцену из фильма “Крамера против Крамера” 1979 года! Это не типичный большевистский фильм, тем он и привлекателен. Его нужно обязательно посмотреть всем, кто интересуется русской культурой».
Идеальная лавстори
«”Москва слезам не верит” – изумительный и эмоциональный фильм. Он очень тронул меня, когда я увидел его впервые, потому что эта история очень реалистична. В этом фильме 1979 года одинокая женщина с ребёнком – редкость. Мне кажется, что фильм как будто предвосхищает будущее, которое есть сейчас: много разводов, матерей-одиночек…
Режиссер очень хорошо продумал и снял фильм. Он несомненно заслужил свою премию «Оскар», и это, пожалуй, один из самых запоминающихся фильмов, которые я видел. Это идеальная история любви».