Легенда о пианисте (1998)

Смышленый мальчик, найденный на корабле в коробке из-под лимонов, взлелеянный океанскими волнами и воспитанный служащими судна, вдруг начинает мастерски импровизировать на пианино. Начало легенде положено, и первые минуты фильма говорят о том, что мы будем наблюдать сказку. Сказку, выдуманную Алессандро Баррико, историю человека по имени Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й, достаточно невероятную для того, чтобы ей кричали «Не верю!», но в то же время безупречно цельную и эмоциональную, чтобы покорить сердца сентиментальных киноманов, среди которых не только восторженные женщины.

Бывает морская болезнь и водобоязнь, а у 1900-го было все наоборот. Как цинично заметил «человек, который придумал джаз», он мог играть, только когда под задницей плещется океан. Но дело было не в фобии земной поверхности и не в преданности Атлантике, в которой он родился и прожил всю жизнь. В отличие от бесталанных выскочек, желающих занять как можно больше пространства, есть скромные гении, которые чувствуют себя нужными на малом островке своей деятельности. Они ничего не просят, ничего не ждут, они проживают свою жизнь незаметно для большинства окружающих.

1900-й принял свое рождение на «Вирджинии» как единственно возможное предназначение. Зачем обрекать себя на жизнь в огромном городе с бесчисленными улицами и выбирать одну из них? Его толкование ограниченности заставляет задуматься о том, кто в действительности более несчастен: тот, чей мир помещен между берегами Старого и Нового Света, или тот, кто вынужден выбирать одну улицу, один дом, одну женщину из миллионов возможных.

Один из наиболее ярких эпизодов картины – очередной причал в Нью-Йорке, где 1900-й провожал юную незнакомку, которая успела завладеть его сердцем. Под проливным дождем он сжимает в руках свою трогательно обернутую в бумагу пластинку –  единственное материальное воплощение музыки, которая ранее жила только над океаном. И он хотел подарить ее ей – девушке из третьего пассажирского класса.

Таким историям не требуется логических объяснения – они бы лишили их той неосязаемой прелести, которой пропитана «Легенда о пианисте». По большому счету, какая разница, зачем он получил это буквенно-цифровое имя, где он выучился виртуозно играть, почему за всю жизнь так и не решился спуститься на сушу. Ответ на последний вопрос 1900-й дал своему товарищу в эмоциональном монологе, из-за которого даже окончание легенды не выглядит трагическим. Оно становится финальной нотой этого красивого лирического повествования, и будь конец истории другим, красивая легенда утратила бы очарование фатальности.

«Легенда о пианисте» получила «Золотой глобус» в 2000 году в номинации «Лучшая музыка к фильму». Лайош Колтаи награжден премией Европейской Киноакадемии за операторскую работу. Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й – неожиданная роль вечного Тима Рота, вечного «плохого парня», который перевоплощается в гениального чувствительного музыканта.

«Легенда о пианисте»
La leggenda del pianista sull’oceano
The Legend of 1900
Италия, 1998
Режиссер – Джузеппе Торнаторе
В ролях: Тим Рот, Прюит Тейлор Винс, Билл Нан, Мелани Тьерри и др.

РЕКЛАМА ПАРТНЁРОВ

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code