Как и в первом фильме трилогии Лоузи использовал как главного актера звезду «Слуги» Дирка Богарда. Однако, в этот раз роль у актера не получилась столь же яркой. Виной этому, возможно, сценарий, который не предусматривал такого же яркого персонажа. С другой же стороны, подобные роли даже у такого хорошего актера как Богард случаются весьма нечасто.
Сюжет рассказывает о преподавателе университета, ставшего свидетелем страшной аварии возле его дома. В машине были парень и девушка, причем парень, его студент, погибает практически сразу, а девушку, тоже студентку, профессор забирает на реабилитацию к себе домой. Девушка ему нравится, а поэтому он решает воспользоваться ситуацией в своих интересах.
Автор сценария Пинтер и режиссер Лоузи опять исследуют тему разрушения личности, заглядывая в души, казалось бы, приличных и степенных британцев, но находят там только пороки, зависть и темноту. Интересно, что в Каннах, где фильм заработал вторую по значимости награду, победила другая британская лента, снятая тоже небританцем — «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони и она тоже задевала тему обманчивости внешнего вида и рассуждала о пустоте человеческих душ. Обе ленты были определенным симптомом для британского общества, а для Лоузи этот фильм стал первым, получившим серьезную награду, тем самым будто официально признав талант и энергичность немолодого уже режиссера.
Как и в «Слуге», мотивация персонажей основана на половом влечении. Профессор хочет свою студентку, которая достается его коллеге и не очень-то скорбит об умершем друге. Лента выносит приговор интеллектуальной элите и показывает движущие этим классом мотивы. Хотя слишком узко считать, что фильм только об этом, его можно и нужно рассматривать как ленту о крахе семейных отношений и глубинном одиночестве. Ведь увлеченный юной особой профессор для общества примерный семьянин, а дом оказался пустым в ночь аварии лишь потому, что жена в путешествии или командировке.
Однако, на деле оказывается, что семья существует только на бумаге и путей к сближению не наблюдается. Неудовлетворенность жизнью, по версии Лоузи и Пинтера, не зависит от условий жизни и обстановки, и, возможно, поэтому невеселая история проходит на фоне ярких летних пейзажей английского Оксфорда, что разительно отличается от самоощущения героев.
Автор: Тарас Сасс
«Несчастный случай»
Accident
Великобритания, 1966
Режиссер: Джозеф Лоузи
В ролях: Дирк Богард, Стенли Бейкер, Жаклин Сассар, Майкл Йорк, Вивьен Мерчант, Дельфин Сейриг, Александр Нокс, Энн Фёрбэнк и др.