Советское кино без такой актрисы как Наталья Гундарева потеряло бы массу интересных фильмов, которые она своими ролями делала незабываемыми. Эти ленты были бы сняты без неё, но вряд ли бы вошли бы в тот самый «золотой фонд» кинематографа СССР, который греет душу зрителя спустя десятки лет. Но есть фильмы, от которых либо отказывалась сама Гундарева, либо режиссёры отказывали ей в ролях.
Наталью Гундареву называли и сладкой женщиной – за роль, которая принесла ей большой зрительский успех, и сильной женщиной, что полностью отражало её характер. В кино актриса часто играла роли простых советских женщин в поисках счастья, заботливых матерей, обманутых жён, однако коллеги говорили, что в жизни Наталья Георгиевна была очень далека от образов простушек. Глубокая, темпераментная, царственная, она не могла жить без любви и без профессии, которой отдавала себя без остатка.
В кино Гундарева сыграла 80 ролей и в определённый период много отказывалась, желая отдохнуть от съёмок. А иногда ей не везло и отказывали ей. Представляем 6 фильмов, в которые приглашали Наталью Гундареву, но она не подошла или отказалась сама.
1. «Большая перемена» (1972)
«Большая перемена» вышла на экраны в апреле 1973 года – за два месяца до премьеры фильма «Здравствуй и прощай», где 24-летняя Гундарева сыграла свою первую значительную роль в кино. Она могла сняться и в «Большой перемене», на чём настаивал режиссёр, но это была не лучшая идея.
Алексей Коренев уже решил, что возлюбленную Нестора Петровича Полину сыграет именно она. Он решил лично позвонить актрисе, чтобы пригласить её на пробы. Наталья Георгиевна всегда стеснялась своей полноты и знала, что даже в юные годы выглядела старше своих лет.
На предложение Коренева по телефону она выпалила:
«А ты задницу мою видел?»
Режиссёр был обескуражен, однако от мысли попробовать актрису не отказался. Уже на пробах стало ясно, что, конечно, никакая она не Полина, которую в итоге сыграла другая Наталья – Гвоздикова.
2. «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Гундаревой категорически не везло с Леонидом Гайдаем. Будучи одной из ярчайших звёзд кино 70-х-80-х, она стремилась сниматься у мастера эксцентрической комедии, но всегда получала отказ. Самый известный фильм, в котором ей было отказано – «Иван Васильевич меняет профессию».
Гундарева планировалась на роль трепетной и манерной Зиночки – жены Шурика и ослепительной звезды своей киностудии. Наталью Селезнёву изначально брать не планировали, поскольку слишком сильна была ассоциация актрисы с Лидочкой – подружкой Шурика из «Операции Ы». Но пробы Гундаревой худсовет не одобрил.
Тогда же Наталья Георгиевна пробовалась на роль царицы Марфы Васильевны, которая очаровывала Ивана Васильевича. Но и эта попытка провалилась, потому что исполнение Нины Масловой показалось более органичным.
3. «Инкогнито из Петербурга» (1977)
После успешной экранизации Булгакова Гайдай решил перенести на экран авторское видение гоголевского «Ревизора». Несмотря на блестящий актёрский ансамбль, фильм «Инкогнито из Петербурга» не имел зрительского успеха и считается одной из неудач режиссёра.
Конечно, перед съёмками об этом никто не догадывался, и Наталья Гундарева вновь решила попытать счастья у Гайдая. Она пробовалась на роль Анны Андреевны, жены городничего, но её не утвердили. Режиссёр решил взять Нонну Мордюкову, которую не снимал 10 лет после «Бриллиантовой руки».
4. «За спичками» (1980)
Снова гайдаевская комедия, снова Гундарева на пробах, и снова неудача. Отойдя от русской классики, Гайдай решил попытать счастья в сотрудничестве с финнами. «За спичками» – это экранизация повести финского писателя Майю Лассила, которая показывалась и в СССР, и в Финляндии. Гундарева пробовалась на роль Кайсы Кархутар, которую в итоге сыграла Галина Польских.
5. «Чародеи» (1982)
На все центральные роли в новогодней сказке «Чародеи» пробовалось огромное множество актёров, была среди них и Наталья Гундарева. Она претендовала на роль Киры Шамаханской наряду с Алисой Фрейндлих и Маргаритой Тереховой.
Именно Терехова рассматривалась Константином Бромбергом как наиболее удачная ведьма. Но когда на пробы пришла Екатерина Васильева, стало понятно, что даже Терехова не может с ней состязаться.
6. «Старые клячи» (2000)
Светлана Крючкова говорила, что их с Гундаревой режиссёры рассматривали как абсолютно взаимозаменяемых актрис, поэтому постоянно предлагали им одни роли. Не согласится или не подойдёт одна – можно взять другую!
В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» Рязанов предлагал сняться Крючковой, но она отказалась, поэтому её роль сыграла Гундарева. А в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» планировали снимать Крючкову, которая проходила несколько проб, но худсовету она казалась то некрасивой, то слишком полной. В итоге Светлана Николаевна просто перестала приезжать на пробы, а утвердили Гундареву, которая была ещё полнее, что возмутило Крючкову.