Образ Аксиньи из «Тихого Дона» Михаила Шолохова считается одним из самых ярких в русской литературе XX века и не только. Многие актрисы мечтали примерить на себя роль ослепительной донской казачки, но выпала эта возможность единицам. Остальным приходилось о ней лишь мечтать, и среди них была Нонна Мордюкова.
Роль мечты
«Тихий Дон» снимал Сергей Герасимов, который был мастером ВГИКе, откуда его студенты часто получали счастливый билет в большое актёрское плавание через его же фильмы. Герасимов долгое время не мог подобрать актрису на роль Аксиньи, которую они искали вместе с автором романа Михаилом Шолоховым.
На самом деле потенциальная Аксинья была у него перед глазами. И это была Нонна Мордюкова, которую он открыл для кино в «Молодой гвардии» за 10 лет до этого. И главное – она уже играла Аксинью в своём дипломном спектакле ВГИКа! Но была одна деталь, которая не позволила Сергею Аполлинариевичу взять её на эту роль.
У Герасимова, несмотря на его статус женатого человека, был роман с Мордюковой. Но увы, кандидатуру немолодого режиссёра то ли родители актрисы не одобрили, то ли сама она ему отказала. Мордюкова ожидала, что режиссёр предложит ей сыграть Аксинью, но этого так и не произошло. Это было расценено как обида и месть молодой и талантливой актрисе.
Настойчивая красавица
Можно предположить, что Элина Быстрицкая сразу приковала к себе внимание в качестве исполнительницы главной роли в «Тихом Доне», но это не так. Быстрицкая сама позвонила Герасимову, чтобы он попробовал её в роли Аксиньи. Придя на пробы, Быстрицкая получила отказ, потому что режиссёр не видел в ней потенциала для достоверного воплощения этого образа.
Это не устроило амбициозную красавицу, и она в течение полугода неустанно приходила на новые пробы, которые назначал режиссёр. Её назначение стало случайностью, потому что её одобрил не Герасимов, а сам Шолохов. Писатель, просматривая очередные фотопробы, воскликнул: «Так вот же Аксинья!». Сергею Аполлинариевичу оставалось лишь согласиться с автором.
«Сыграла всё-таки?»
На премьере «Тихого Дона», которому устроили продолжительные овации, была и Нонна Мордюкова. Она подошла к Быстрицкой и выдавила:
«Ну что, проклятая, сыграла всё-таки?».
Всю свою жизнь, вплоть до самых последних интервью, Мордюкова вспоминала, как Быстрицкая практически отняла у неё роль, о которой она так мечтала, но которую сыграла бы по-другому. Мордюкова, которая не понаслышке знала о жизни донского казачества, не могла смириться с тем, какой образ создала Быстрицкая.
В последние годы Нонна Викторовна, по словам Быстрицкой, говорила ей неприятные вещи по стопам старого конфликта, но что конкретно, актриса деликатно умолчала.
Аксинья настоящая и выдуманная
Мордюкова всегда настаивала на том, что Быстрицкая изобразила Аксинью такой, какой она не могла быть. Что казачки не ведут себя так показательно эмоционально, что они более сдержаны и могут разговаривать одним лишь взглядом, поворотом головы и взмахом бровей. Единственное, что Мордюкова не могла противопоставить Быстрицкой – это красоту, которой славилась Элина Абрамовна вплоть до своего ухода.
О противостоянии двух актрис кратко высказалась Людмила Хитяева, которая также снималась в «Тихом Доне»:
«Элина – дама пробивная, она это умела. Но в ней не было манкости и страсти, которая могла бы быть в Мордюковой. Нонна – земная. Если бы она сыграла Аксинью – можете представить, что бы было? Все бы взвизгнули!».
Элина Быстрицкая в интервью рассказывала, что во время съёмок местные жители сказали ей, что настоящая Аксинья ещё жива, и что можно с ней познакомиться. Актриса, загоревшись этим желанием, попросила Шолохова, который присутствовал на съёмках, показать ей, где она живёт, потому что она очень хочет с ней познакомиться и поговорить. Но писатель лишь иронично ответил:
«Глупенькая… Я же всё это выдумал!»
Актриса не могла сдержать слёз…
Так что и Мордюкова, и Быстрицкая – обе плакали по Аксинье. Одна – по несыгранной, другая – по несуществующей.