Красивые актрисы легко получают роли, украшая собой фильмы, но стать звездой кино проще, чем завоевать любовь зрителей. Эти советские актрисы доказали, что красота не так важна, как талант и обаяние. На заре их карьеры многие профессионалы скептически относились к ним из-за внешности, которая не вписывалась в стандарты красоты. Но на экране нужны не только красавицы, которых в советском и российском кино всегда было предостаточно. Обаять и влюбить в себя зрителя без впечатляющих внешних данных – вот это настоящее мастерство!
Представляем 8 советских актрис, которые сначала считались некрасивыми для кино, но они доказали, что красота – не главное.
1. Зинаида Шарко
Шарко прожила долгую творческую жизнь, начав сниматься в молодости, продолжая работать и после 80-ти. Но путь актрисы был непростым в том числе из-за её сложной внешности.
Вот что сама актриса говорила о себе:
«На первом курсе я проходила мимо аудитории, слышу, мальчишки говорят: вот Зина Шарко, она некрасивая, но не в этом дело! Я пришла, долго разглядывала себя в зеркало: ну где же я некрасивая… В чем? Мало того, моя мама, тоже молодец, выдавая меня замуж за Владимирова, сказала будущей свекрови: ну что делать, она у нас некрасивая».
Она была востребована в театре и была одной из любимых актрис Георгия Товстоногова, а в кино ей не удалось выбиться в ранг первых звёзд, который часто занимали красавицы.
2. Нина Гребешкова
Несмотря на почти сотню картин в фильмографии, Нина Гребешкова многими воспринимается исключительно как жена Леонида Гайдая. В кино Гребешкова часто играла героинь далеко не первого и даже не второго плана. Чья-то дочь, жена, бабушка, попутчица, проводница, продавщица…
Нина Павловна по этому поводу говорит:
«Я всегда некрасивой была — рост маленький, еще чего-то не так, ну и таланта особого Бог тоже не отпустил»
Кстати, роль управдома в «Бриллиантовой руке», которую сыграла Нонна Мордюкова, поначалу предназначалась Нине Гребешковой. Но потом Леонид Иович сказал, что она не потянет.
Когда она только вышла замуж, Гайдай однажды сказал ей:
«Нинок, ты должна понять, что ты некрасивая. У тебя столько других достоинств… Не надо казаться, надо быть самой собой»
3. Инна Чурикова
Мама будущей актрисы всегда поощряла артистизм дочери и называла её красавицей. Будущий муж Глеб Панфилов стал первым режиссёром, который дал Чуриковой главные роли в кино, раскрыв её потенциал. Но прежде чем это случилось, актрисе пришлось столкнуться с острым неприятием своей внешности.
Например, хорошо известно, что Чурикова в слезах сбежала со вступительного прослушивания в Школе-студии МХАТ:
«Экзаменатор глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» — Я замотала головой. «Это богиня красоты. Идите и посмотрите на себя в зеркало!»»
Не приняла себя актриса и после выхода «Морозко», где сыграла Марфушеньку:
«Увидев себя на озвучке фильма, я расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино»
Сегодня Инну Чурикову можно смело называть одной из величайших актрис нашего времени. Но её карьера могла и не сложиться так удачно, если бы в неё не верили, в том числе, она сама.
4. Валентина Талызина
Талызина не раз играла в кино непривлекательных женщин с несложившейся личной жизнью. Такова была судьба талантливой актрисы и в реальности. Внешность Талызиной отметила сама Раневская, с которой они играли в театре им. Моссовета.
«Когда мы собрались на репетицию, и я впервые увидела Фаину Георгиевну, я как-то сильно зажалась. Как мне потом передали, Раневская, увидев меня, сказала: «Боже, какая она некрасивая!»
Пророческим оказались и слова Эльдара Рязанова, которые задели Талызину:
«Я ведь всю жизнь считала себя некрасивой. И Эльдар Александрович Рязанов тут, конечно, подсудобил с ролью в «Зигзаге удачи». Он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты была знаменитая, но мне жаль, что теперь тебе будут давать роли некрасивых героинь»».
А в театре Моссовета Талызиной даже записали в «Личное дело»:
«Девочка некрасивая, непородистая, но с красивым голосом и очень профессиональная»
5. Майя Булгакова
Обаяние всегда более притягательно, нежели красота, о чём хорошо знала на личном опыте Майя Булгакова. Мужчины падали к её ногам, и она купалась в их внимании. В кино она хоть и была очень востребована, играла роли характерные – женщин одиноких или жёстких, совсем не красавиц-героинь.
Об этом её предупреждали при поступлении во ВГИК. Один из членов комиссии сказал, что для кино у неё сложное неоднозначное лицо, но плюс в том, что такие лица хорошо запоминаются зрителями. Но Булгакова считала себя красавицей, и все вокруг влюблялись в неё!
6. Елизавета Никищихина
Страдавшая от невнимания родителей, которые оставили её на воспитание бабушке, Елизавета с детства бредила актёрской профессией. Но придя в студию при театре Станиславского, юная Никищихина столкнулась с суровой реальностью жизни. Она читала пронзительный материал, полный трагизма, но комиссия хохотала до слёз, видя, как старается эта некрасивая девочка.
Евгений Леонов тогда сказал начинающей актрисе:
«Вам будет очень трудно в театре… Мы с вами похожи, наша внешность не дает нам играть то, к чему лежит душа»
После поступления в театр режиссёр Борис Львов-Анохин назвал Никищихину полной бездарностью, но дал ей шанс. Как оказалось, не зря. В театре она играла острохарактерные роли, а далёкая от «киношной» внешность поспособствовала тому, чтобы даже её эпизодические роли запомнились зрителям.
7. Татьяна Догилева
Догилеву всегда считали актрисой с «тяжёлым лицом». Она сама была в курсе своей внешности, да и в профессии ей давали это понять, избегая назначения на главные роли в большом кино. Её даже не приняли в цирковое училище, отметив, что она «некрасивая и несценическая».
Актрису не взяли на главную роль в мелодраме «Зимняя вишня», сочтя недостаточно красивой. Пётр Тодоровский отказался снимать её в «Интердевочке», хотя автор повести Владимир Кунин писал сценарий под неё. Главную роль в «Блондинке за углом» Владимир Бортко для неё буквально выбивал у худсовета, который настаивал на кандидатуре красавицы Александры Яковлевой. Но Догилева доказала, что яркость и харизма важнее, чем физическая красота.
«Я себя именно так и ощущала — знала, что я некрасивая, но талантливая. Я должна была всё это победить и сделала это»
8. Лия Ахеджакова
Воспитываясь в театральной семье, Лия не помышляла ни о чём другом кроме актёрской профессии. Однако отец будущей актрисы сказал, что с такой внешностью выше амплуа травести ей не прыгнуть. Оно действительно затянуло Ахеджакову на долгие годы, и в кино она впервые снялась лишь в 30 лет!
Но в середине 70-х с Лия Меджидовна стала узнаваемой советской актрисой в кино. Это произошло благодаря картинам Эльдара Рязанова, роли в которых раскрыли творческий потенциал Ахеджаковой. Сегодня, уже после 80-ти, актриса продолжает сниматься в кино и играть на сцене.