Посмотрев минут пять этого фильма, любая женщина беспокойно заежится в предвкушении. Начало многообещающее и очень типичное, такое многим знакомое и болезненное. Суету по случаю дня рождения мужа Александры нарушает звонок в дверь, за которой стоит молодая девушка с подозрительно круглым животом: «Мне нужно поговорить с Полем. Это срочно». Но потирать руки в ожидании битья посуды или лица не приходится, потому что настраиваешься на совершенно иной лад.
Кольцо, со звоном упавшее в хрустальную вазочку, любимая лошадь как снятие стресса… Да, предварительно состоялся серьезный разговор с любимым мужем-именинником, который не смеет отпираться, но бесстыдно и безжалостно произносит: «Извини, я не могу с ней не видеться». А дальше – тишина. Лошадь понесла, машину занесло, и Александра осталась один на один со своей многосложной бедой. Сначала он изменил, а потом умер. Он сломал ее морально, лошадь – физически. Так бывает – когда плохо все, и не только в книгах и кино. И приходится подниматься, брать себя в руки, вставать на ноги и выдергивать за волосы из этого болота.
Когда подобный сюжет снимают в Голливуде, то делается все, чтобы зритель женского пола умилился, утер слезу, вышел из кинотеатра (или встал с дивана) и купил себе чего-нибудь вкусненького, чтобы подольше сохранить этот сладковатый привкус на языке. Настроение вроде бы улучшилось, а полной веры нет, потому что все скажут – так бывает только в кино. Потому что в американском фильме обязательно был бы заготовлен неожиданный выигрыш в лотерею, заезжий принц, проходивший мимо, а в финале была бы свадьба, фейерверк из риса и поцелуй на вершине обрыва. «Танцуй с ним» — история другого плана, степени прочувствованной не реалистичности, но правдивости, потому что так и бывает, когда все по-настоящему.
Сколько женщин посвящают себя семье, забывая о том, что они – представительницы прекрасного пола, теряя элементарные навыки общения со своим мужем, превращаясь в замученных дамочек с тяжеловесным багажом семейной жизни за плечами? Все они обязательно узнают себя в Александре, которую превосходно сыграла Матильда Сенье. Конечно, ей на роду написано играть женщин с неустроенной личной жизнью, потому что уже не в первый раз на ее лице, даже когда «ничто не предвещает», отстраненно-обреченное выражение усталости и недовольства, прежде всего – собой. А чтобы найти себя новую ее героине понадобился спокойный, уверенный, умиротворяющий наставник и путь преодоления, по которому она пошла вопреки страху и закрывая глаза на свежие травмы.
Лошадь в фильме – не просто животное. Будучи связанной с конным спортом на протяжение многих лет, Алекс продала коня, который потом не простил ей этой «измены». Выстроить отношения с животным оказалось ничуть не легче, чем с человеком – важно знать подход, вести себя достойно и не стараться показаться умнее и сильнее.
В фильме не предусмотрен хэппи энд, по крайней мере, классический. Здесь нет прозрачных многообещающих намеков на будущее, но и без них история смотрится цельной, спокойной и светлой.
Если вычеркнуть драматическую ноту из сюжетной композиции, то «Танцуй с ним» — невероятно красивое во всех смыслах, ровное, эстетически притягательное кино, в котором огромную роль играет музыкальное сопровождение. Оно не навязывается, его трудно вспомнить после окончания картины, но оно удивительно тонко и правильно протянуто через весь хронометраж. И ничего удивительного – какой же танец без музыки?
Евгения Жиркина
«Танцуй с ним»
Danse avec lui
Франция, 2007
Режиссер – Валери Гиньябоде
В ролях: Матильда Сенье, Сами Фрей, Жан-Франуа Пиньон, Анни Дюпре, Энтони Делон и др.