Неправильная артистка: 4 актрисы, которым с лёгкостью отдала свои роли Тамара Сёмина

У Тамары Сёминой за плечами почти сотня ролей в кино и сериалах, а также более семи десятков работ в дубляже зарубежных картин и мультфильмов. Кажется, невозможно быть более востребованной, но это точно не о ней. Сёмина многократно отказывалась от ролей, которые без сожаления отдавала своим коллегам. Но, как сказал Василий Ливанов, даже если бы после съёмок «Воскресения» она ушла из кино, она всё равно бы вошла в его историю.

Неправильная артистка: 4 актрисы, которым Тамара Сёмина с лёгкостью отдала свои роли
Тамара Сёмина в молодости и зрелом возрасте

«Воскресение»

Главную роль своей жизни Тамара Сёмина сыграла, когда была студенткой четвёртого курса ВГИКа. Отбор у Михаила Швейцера был большой и жёсткий, и на финишную прямую вышли три молодые актрисы. Это были Зинаида Кириенко, уже известная по «Тихому Дону», Татьяна Самойлова, уже снявшаяся в «Летят журавли», и Тамара Сёмина, у которой за плечами были «Два Фёдора». Но она была студенткой и сначала не понравилась режиссёру.

«Разглядела меня его жена — Софья Абрамовна Милькина. Михаил Абрамович был в ужасе: «Сонь, ты кого ко мне привела?! Девочка, ты хоть книжку читала? Катерина же полная, даже одутловатая женщина… Да ты не злись, а иди, книжку читай!»…. А Софья Абрамовна за мной выскочила: «Детка, не беспокойся, мы все сделаем без него… Ты только на глаза ему не попадайся…».

Тамара Сёмина в роли Катюши Масловой в фильме "Воскресение"
Тамара Сёмина в роли Катюши Масловой в фильме «Воскресение»

Всем вгиковским общежитием хрупкую Томочку откормили до нужных форм, чтобы она стала настоящей Катюшей, прописанной у Толстого. За эту роль Сёмина получила приз кинофестиваля в Локарно, где ей аплодировали европейские мэтры. Сама Джульетта Мазина выразила неподдельное восхищение талантом юной актрисы, сказав, что она мечтала сыграть эту роль, но теперь никогда не сможет её переиграть.

Каким же актрисам Сёмина отдавала свои роли, отказавшись даже от съёмок за границей?

1. Светлана Светличная

В 1966 году режиссёр Станислав Ростоцкий собирался экранизировать лермонтовского «Героя нашего времени» с Владимиром Ивашовым в главной роли. Тамара Сёмина была утверждена на роль Ундины, но потом режиссёр сам неожиданно попросил её уступить роль Светлане Светличной.

«Станислав Иосифович Ростоцкий попросил: “Тома, я утвердил Володьку Ивашова на роль Печорина, а у них со Светличной такой роман, такой роман! Отдай ей эту роль!”»

Несыгранные роли Тамары Сёминой - "Герой нашего времени"
Светлана Светличная в фильме «Герой нашего времени»

И она отдала. И ей же отдала главную в «Стряпухе», где ей категорически запретил сниматься муж Владимир Прокофьев. Фильм Эдмонда Кеосаяна снимался по сценарию Анатолия Софронова, которого он почему-то не любил.

Несыгранные роли Тамары Сёминой - "Стряпуха"
Светлана Светличная в фильме «Стряпуха»

С «Бриллиантовой рукой» вышел совсем комичный случай. Сёмина, чей комедийный талант признавала сама Фаина Раневская, очень хотела сняться у Гайдая. Однажды режиссёр встретил актрису где-то в коридорах Мосфильма и сказал, что собирается увековечить её в своём новом фильме. Но приглашения к съёмкам так и не последовало.

Когда вышла «Бриллиантовая рука», Сёмина поняла, как он её увековечил. Фразу «Не виноватая я!», которую кричит героиня Светланы Светличной, до этого в кино произнесла её Катюша Маслова в «Воскресении».

2. Лариса Лужина

Во время одной из командировок в ГДР к Тамаре Сёминой поступило заманчивое предложение от именитых немецких кинематографистов. И гонорар был очень большим, особенно по меркам заработков в СССР. Но Сёмина тогда собиралась сниматься в новом фильме Михаила Швейцера.

Несыгранные роли Тамары Сёминой - "Доктор Шлютер"
Лариса Лужина в мини-сериале «Доктор Шлютер»

«Когда начались съемки фильма “Время, вперед!”, мне одновременно предложили сниматься в Германии. Я отказалась, а меня вызывают в министерство: “Как вам не стыдно? Вы подрываете культурные отношения между ГДР и СССР!” Объясняю: “Но я уже снимаюсь у режиссера, которому многим обязана, это он меня по-настоящему вывел на большой экран”. А немецкая сторона настаивает. Выкручиваюсь: “Мы в Керчи снимаем”, а они: “В Керчь за вами пришлем самолет!” Заманчиво, но тогда бы Швейцер с Милькиной постоянно волновались, а мне не хотелось доставлять им дискомфорт. В итоге я сама в министерстве предложила на эту роль Ларису Лужину».

Лужина работала в ГДР целых четыре года, где снялась в пятисерийном фильме «Доктор Шлютер», в картинах «Преемник» (1965), «Встречи» (1967), «Вешние воды» (1969).

3. Людмила Чурсина

Людмилу Чурсину и Тамару Сёмину роднит типаж настоящей русской женщины, какой её описывали классики в своих произведениях. Гордая, сильная, с пронзительным взглядом. И так сложилось, что Сёмина отдала Чурсиной сразу три роли, которые и прославили актрису, став своеобразной визитной карточкой в кино. Это были фильмы «Журавушка», «Донская повесть» и «Угрюм-река».

Несыгранные роли Тамары Сёминой - «Журавушка», «Донская повесть» и «Угрюм-река»
Людмила Чурсина в фильмах «Журавушка», «Донская повесть» и «Угрюм-река»

4. Людмила Гурченко

С Гурченко Семина однажды буквально обменялась ролями. Сразу после съёмок в «Воскресении» актрису начали заваливать однотипными предложениями ролей, которые очень похожи на Катюшу Маслову. Однажды позвонили со студии Довженко и умоляли сняться в новом фильме, в котором видели только её. И прислали сценарий фильма «Гулящая». Прочитав его, Сёмина поняла, что не хочет повторений, и тогда предложила его Людмиле Гурченко, которая прозябала без ролей. Она снялась в фильме и была за это благодарна Сёминой всю свою жизнь.

Несыгранные роли Тамары Сёминой - "Гулящая"
Людмила Гурченко в фильме «Гулящая»

А в 1976 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил Гурченко на одну из ролей в мелодраме «Безотцовщина» с Еленой Драпеко. Людмила Марковна, которая обожала музыкальные картины, не заинтересовалась и предложила вместо себя Сёмину, которая и сыграла роль.

Несыгранные роли Тамары Сёминой - "Безотцовщина"
Леонид Куравлёв и Тамара Сёмина в фильме «Безотцовщина»

«Я на всю жизнь запомнила урок нашего мастера во ВГИКе Ольги Ивановны Пыжовой, которая говорила: “В нашем сложном деле каждый день надо искать себя новую”, – и от всего отказывалась. Я — неправильная артистка».