Многостаночница Барбра Стрейзанд своим многолетним творчеством неустанно доказывает, что талантливый человек талантлив во всем. Успешной певице можно быть и сильной драматической актрисой и режиссером, чьи работы не будут безжалостно расстреляны почти равнодушной, уставшей, пресытившейся циничной кинокритикой.
«Повелитель приливов» — вторая режиссерская картина Стрейзанд, выстроенная в любимом женщинами жанре мелодрамы почти в духе романов Даниэлы Стил, с той лишь разницей, что в здесь меньше «меда» и на дамские рыдания картина напрашивается не так явственно.
Бывший учитель английского и тренер по футболу Том живет почти счастливой жизнью среднего американца. У него дом на одном из южных берегов, прочный многолетний брак и три очаровательных дочки. Кроме привлекательного жизненного «фасада», у него имеется тяжкий багаж прошлого, который к моменту настоящего выявляется в непростых отношениях с матерью. Узнав от нее, что его сестра-близнец попыталась покончить с собой, Том срочно вылетает в шумный Нью-Йорк, где ему предстоит погрузиться в вязкую топь проблем, в которых нашлось место как заботе о сестре, пребывающей в клинике, так и встрече с новой женщиной. Она же по роду службы должна распутать запутанный клубок сложносочиненных отношений внутри семейства.
Завязка истории обещает течение по всем канонам классической американской лав стори. Циничный самоуверенный южанин попадает в «яблочный» город, и, конечно, когда он впервые приходит на консультацию к психиатру, наблюдающему его сестру, зрителю даже фантазировать излишне. Вот он, такой притягательный контраст, — неотесанный Том и воспитанная нью-йоркская женщина-врач миссис Левенштайн. Сейчас они, задержавшись после беседы, решат пропустить по стаканчику, а потом пройдутся по парку или окажутся на вечеринке, где выяснится, что у них много общего, и вся эта трагическая история с суицидом сестры – не что иное как происки судьбоносной случайности.
И пусть все так и есть, и даже семейная тайна, которая преподносится как неожиданность, скорее всего многими зрителями как таковая не воспринимается. Но при всей накатанности сюжета и отсутствие ожидаемого хэппи энда, в ленте есть очарование, свойственное исключительно американскому кино, которое может нравиться как женщинам, так и мужчинам.
«Повелитель приливов», как и другой хит «У зеркала два лица» той же Стрейзанд, фильм гармоничный и непретенциозный. Все элементы красивого зрительского кино равноценны в своей значимости и выразительности. Здесь нет ставки на разрывную драму, на острую актерскую игру или оригинальную историю. В «Повелителе приливов» прошлое переплетается с настоящим, психологизм с мелодраматизмом, а успешность с одиночеством.
Семь номинаций на «Оскар» так и остались номинациями, зато Ник Нолти получил «Золотой глобус» за лучшее исполнение мужской роли.
«Повелитель приливов»
The Prince of Tides
США, 1991
Режиссер – Барбра Стрейзанд
В ролях: Ник Нолти, Барбра Стрейзанд, Блайт Даннер, Кейт Неллиган, Ерун Краббе, Мелинда Диллон и др.