Одержимая (1981)

Какое счастье, что «Одержимая» снята в 1981 году – позже, чем «Главное — любить», но раньше, чем «Мои ночи прекраснее ваших дней» и любимая мною «Верность». Будь фильм снят после них всех, у меня бы закралась мысль, что глубоко симпатичный мне Жулавский сделал пародию на самого себя, с претензией на диалоги Годара, непростые супружеские отношения в триеровском «Антихристе» и под впечатлением от малобюджетных американских ужастиков восьмидесятых, в которых возможна половая связь существа человеческого с чудовищем с трудноразличимыми очертаниями.
Я не склонна многозначительно молча кивать в сторону общепризнанных шедевров, даже тех, которые одарены крупными наградами. Поэтому на протяжении двух с лишним часов (а режиссер неравнодушен к продолжительному хронометражу) меня не покидало ощущение, что это какая-то шутка. Сказ о женщине, одержимой бесами, дьяволом, самой собой, несовершенными супружескими отношениями, что в итоге приводит к тому к чему приводит. А именно – к абсолютно невнятному финалу, к которому сюжет движется медленно, все больше уводя героев и зрителя от реальности, погружая их в апокалиптическую фантазию режиссера, который будто не смог вовремя остановиться, а потом и вовсе пустил дело на самотек.

Анджей Жулавский обожает иносказательность. Также он любит выворачивать наизнанку своих актрис, среди которых удалось побывать Роми Шнайдер, Изабель Аджани и, конечно, его многолетней гражданской супруге Софи Марсо. Трагедия его женщины проявляется через отношения с мужчиной, которые для нее как мощный катализатор, заставляющий пугаться собственного лица.

Ангельская внешность Изабель Аджани и ее неоднократно подтвержденный актерский дар, позволяющий вытаскивать на поверхность совсем не ангельские черты – это беспроигрышный режиссерский ход и прекрасный ресурс для создания такой главной роли. Ее Анна постоянно напоминала мне героиню Шарлотты Генсбур в «Антихристе». Что примечательно, как и Генсбур, Аджани получила приз в Каннах за лучшую женскую роль.

И по мне, так главная женская роль – это единственное, то может по-настоящему зацепить в «Одержимой». Сэм Нил, безусловно, тоже был на высоте, но его герой, скорее, ведомый, испытывающий на себе влияние жены, которая, отчего-то, странно изменилась после его длительной командировки.

Евгения Жиркина

«Одержимая»
Possession
Франция, ФРГ, 1981
Режиссер – Анджей Жулавский
В ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Маргрит Карстенсен, Хайнц Беннет, Йохана Хофер, Шон Лоутон и др.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code