Это может показаться странным, но я люблю фильмы про борьбу с алкоголизмом, с наркозависимостью и прочими пагубными привычками. Наверное все оттого, что в таких картинах есть та правда, та боль, которая частично понятна очень многим из нас, тем, кто живет в России и не понаслышке знает об объекте киноисследования. Правда, здесь есть одно большое «но», которое порой перевешивает положительные стороны фильма – мы может воскликнуть «не верю!», и будем иметь на это право. Так и в фильме «На посошок». И все потому, что алкоголизм европейский кажется слишком несерьезным и нелепым в своей изысканности.
Фильм снят по автобиографической книге французского журналиста Эрве Шабалье, в которой он подробно описал свою борьбу с «зеленым змием». Однажды Эрве просыпается в супружеской постели и рано утром отправляется в реабилитационный центр, чтобы пройти курс лучения от алкоголизма. Периодически Эрве погружается в воспоминания: вот он сидит в стриптиз-клубе, без устали накачиваясь из бутылки перед танцующей красоткой, не обращая внимании на ее прелести, вот он приехал на похороны отца, и напился в погребе, вот он вскакивает ночью из постели и идет к холодильнику, где его ждет бутылка вина…
Я стала смотреть фильм из-за Франсуа Клюзе, которого я очень люблю, но оказалось, что его Эрве не совсем главный герой. То есть, конечно, его фигура центральная, но казалось, что она терялась на фоне всех остальных героев. Хотя, вполне возможно, что такова была задумка – сделать Шабалье не основным персонажем фильма, а опорной точкой, вокруг которого вращаются судьбы остальных персонажей. Особенно притягивает взгляд великолепный Мишель Вюйермоз в роли Пьера, за которую он номинировался на премию «Сезар» в 2010 году как «лучший актер второго плана», а также растрепанная искусительница Мелани Тьерри, которая все-таки вырвала для себя награду как «самая многообещающая актриса». Эти два героя особенно важны для Эрве, который начинает заново оценивать себя, смотреть на себя через них, по-иному осознавая свою проблему.
Фильм не сколько интересен, сколько полезен и любопытен. Тем, кто столкнулся с проблемой напрямую или косвенно, а также тем, кто жаден до подлинных историй, которые можно увидеть сквозь объектив камеры. Хорошее французское кино, основанное на реальных событиях.
Картина «На посошок» также претендовала на «Сезар-2010» в номинациях: лучший актер (Франсуа Клюзе), лучшая дебютная работа (Филипп Годо), лучший адаптированный сценарий.
Евгения Жиркина
«На посошок»
Le dernier pour la route
Франция, 2009
Режиссер – Филипп Годо
В ролях: Франсуа Клюзе, Мелани Тьерри, Мишель Вюйермоз, Анн Консиньи, Мерилин Канто, Бернар Кампан, Рафаэли Гупийо и др.