Изабель Юппер гордо несет статус непоколебимой иконы французского кино с семидесятых годов. Вот уже более сорока лет она восхищает, завораживает, пугает своими противоречивыми героинями – то хрупкими и беззащитными, то холодными и жесткими. Сама актриса почти никак не реагирует на такие ярлыки, касающиеся ее самой, она их и не подтверждает, но и не оспаривает. Вне кино и в разговорах не о кино или театре она вообще предпочитает хранить молчание.
Изабель Юппер родилась в Виль д’Эвре 16 марта 1953 года в семье предпринимателя и учительницы английского. Это была самая классическая «приличная семья» со всеми вытекающими отсюда видами досуга и способами воспитания. Всего в семье Юппер было пятеро детей – четыре девочки (Изабель, Каролин, Элизабет, Жаклин) и сын Реми.
Семейство Юппер много путешествовало, дети с раннего возраста посещали театр, кино, музеи, выставки, но даже тогда у Изабель не возникало желания посвятить себя сцене или киноэкрану. Она думала о том, чтобы стать медсестрой или фигуристкой, а впоследствии училась в Версальской Консерватории, в Университете, где изучала славянские и восточные языки, затем училась в Национальной школе живых восточных языков, которую так и не закончила. К тому времени Изабель, следуя наставлениям матери, уже серьезно занялась театральным искусством, сначала на курсах, а затем и в Национальной консерватории драматического искусства.
За небольшой ролью в телефильме «Прусс» 1971 года последовала более значительная работа у Нины Компанеец в картине «Фостин и прекрасное лето», где снялась и другая знаменитая Изабель французского кино – Аджани. Уже на раннем этапе работы в театре и кино, благодаря тонкой психологической игре со всеми едва уловимыми нюансами, Юппер получила от критиков и журналистов ярлык актрисы интеллектуального кино, который не теряет срока годности по сей день. Она никогда не стремилась нарочно ломать эти клише, лишь хитро улыбаясь по этому поводу: «Пусть лучше меня считают интеллектуалкой, чем идиоткой».
В конце семидесятых состоялась судьбоносная встреча актрисы-музы и режиссера-Пигмалиона. Юппер познакомилась с Клодом Шабролем, получив очередной ярлык – «шабролевская актриса». У него она снялась в семи фильмах, ни один из которых не остался без почетной международной кинонаграды. Первая же совместная работа, «Виолетта Нозьер» 1978 года, принесла 25-летней Юппер «Серебряную премию» за лучшую женскую роль на Каннском фестивале.
Спустя ровно 10 лет, в 1988 году, Юппер на Венецианском кинофестивале получит Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в драме «Женское дело». Фильм, поставленный Шабролем, является киноинтерпретацией реальной истории Мари-Луиз Жиро, последней женщины, казненной во Франции за проведение подпольных абортов во времена немецкой оккупации. В этой роли Юппер в очередной раз проявила свой многогранный драматический талант: в ее героине сплетаются сила и жесткость, за которыми скрываются хрупкость, беззащитность и растерянность.
Последнюю роль у режиссера Изабель Юппер сыграла в 2006 году в «Комедии власти». Почти 30 лет сотрудничества с мастером оставили в душе актрисы яркие эмоциональные переживания. Она сравнила работу у него с ощущением пребывания в просторной клетке – было ощущение полета, но в то же время нужно было соблюдать границы.
В восьмидесятые Юппер снималась у Жана-Люка Годара, Марко Феррери, Бертрана Блие, Мориса Пиала, Дианы Кюри, Жозиан Баласко. В этот период она старательно делает свою фильмографию более разнообразной, как были уверены журналисты, чтобы избавить себя от привязавшегося амплуа актрисы для авторского психологического кино. В 1985 году она снялась в фильме «Подпись Шарлотты», сценарий которого написана и перенесла на экран ее родная сестра Каролин Юппер.
Творческая активность и признание профессионалов не ограничились для Юппер периодом молодости и плодотворных восьмидесятых. В 1991 году она получила приз на Московском кинофестивале как лучшая актриса в фильме «Мадам Бовари», в 1995-1996 она снова получила Кубок Вольпи в Венеции (вместе с Сандрин Боннер, ее партнершей по фильму «Церемония преступления»), премии «Сезар» и «Люмьер». В 2001 году «Пианистка» принесла Юппер новую премию в Каннах и приз Европейской Киноакадемии, и в том же году детектив «Спасибо за шоколад» Клода Шаброля обеспечил актрисе новую статуэтку «Люмьер» и премию кинофестиваля в Монреале. Собрав внушительную коллекцию из самых престижных кинонаград, Изабель Юппер начинает получать специальные премии за вклад в кинематограф, но и не прекращает номинироваться в актерских категориях.
Также она не прекращает следовать своему «родному» амплуа, нередко играя жестоких матерей или просто железных леди. Роль матери в жизни актриса реализовала целиком и полностью. Несмотря на перманентную занятость в кино и театре, Юппер родила троих детей (Лолита (род. 1983), Лоренцо (род. 1988), Анжело (род. 1997)), и свою семью она тщательно оберегает от посторонних любопытствующих глаз и разговоров. Хотя и ее муж имеет непосредственное отношение к кино, и ее дочь Лолита стала актрисой, их семейство нельзя назвать открытым и публичным.
Этот факт подогревает интерес прессы, представители которой время от времени пытаются задавать Юппер неудобные вопросы, касающиеся ее частной жизни. Но она либо отвечает сдержанно и уклончиво, либо красноречиво молчит. «У меня нет обязанности об этом говорить» — прямой и честный ответ от актрисы, творческая жизнь которой достаточно насыщена, и фильмография которой достаточно длинна, чтобы всегда иметь предмет для обсуждения на интервью.
Другие факты из жизни Изабель Юппер
- Полное имя – Изабель Анн Мадлен Юппер.
- Актриса играет на пианино, как ее мать и сестра.
- Муж актрисы – режиссер, сценарист и продюсер Рональд Шамма.
- Вместе со своей дочерью Лолитой она снялась в четырех фильмах, в двух из них («Женское дело» и «Малина») Лолита появилась в детском возрасте.
- У Изабель Юппер 13 номинаций на французскую национальную кинопремию «Сезар» и всего одна награда (за роль в фильме «Церемония преступления» в 1996 году).
- Юппер – одна из четырех актрис, дважды получавших «Серебряную премию» Каннского Кинофестиваля. Остальные: Ванесса Редгрейв, Барбара Херши и Хелен Миррен.
- В фильмографии Изабель Юппер 16 фильмов, которые были представлены в официальной программе Каннского Кинофестиваля – этим не может похвастаться ни одна актриса в мире.
Фильмография Изабель Юппер
Одним меньше (Dead Man Down, 2013)
Монахиня (La religieuse, 2013)
As Linhas de Torres Vedras (мини-сериал, 2012)
Линии Веллингтона (Linhas de Wellington, 2012)
Спящая красавица (Bella addormentata, 2012)
В другой стране (Da-reun na-ra-e-seo, 2012)
Любовь (Amour, 2012)
Захваченные (Captive, 2012)
Мой самый страшный кошмар (Mon pire cauchemar, 2011)
Моя маленькая принцесса (My Little Princess, 2011)
Особые отношения (Sans queue ni tête, 2010)
Копакабана (Copacabana, 2010)
Белый материал (White Material, 2009)
Вилла Амалия (Villa Amalia, 2009)
Плотина против Тихого океана (Un barrage contre le Pacifique, 2008)
Дом (Home, 2008)
Чудо Медеи (Médée miracle, 2007)
Скрытая любовь (L’amour caché, 2007)
Частная собственность (Nue propriété, 2006)
Комедия власти (L’ivresse du pouvoir, 2006)
Габриель (Gabrielle, 2005)
Недовольные сестры (Les soeurs fâchées, 2004)
Взломщики сердец (I Heart Huckabees, 2004)
Моя мать (Ma mère, 2004)
La nit al dia (сериал, 2002 – 2008)
Время волков (Le temps du loup, 2002)
Жизнь обетованная (La Vie promise, 2002)
Двое (Deux, 2002)
8 женщин (8 femmes, 2001)
Пианистка (La Pianiste, 2001)
Медея (Médée, ТВ, 2001)
Сын двух матерей, или комедия невинности (Comédie de l’innocence, 2000)
Спасибо за шоколад (Merci pour le chocolat, 2000)
Сентиментальные судьбы (Les destinées sentimentales, 2000)
Дочери короля (Saint-Cyr, 2000)
Фальшивая служанка (La Fausse suivante, 2000)
Современная жизнь (La vie moderne, 2000)
Закон и порядок. Специальный корпус (Law & Order: Special Victims Unit
сериал, 1999 – …)
Только не скандал (Pas de scandale, 1999)
Школа плоти (L’ École de la chair, 1998)
Ставки сделаны (Rien ne va plus, 1997)
Награда доктора Шутца (Les palmes de M. Schutz, 1997)
Избирательное сродство (Le affinità elettive, 1996)
Путешествия Гулливера (Gulliver’s Travels, ТВ, 1996)
Великие писатели (Un siècle d’écrivains, сериал, 1995 – 2001)
Церемония преступления (La Cérémonie, 1995)
Наводнение (1994)
Разрыв (La Séparation, 1994)
Дилетанты (Amateur, 1994)
После любви (Après l’amour, 1992)
Мадам Бовари (Madame Bovary, 1991)
Малина (Malina, 1990)
Месть женщины (La vengeance d’une femme, 1990)
Переселение (Seobe, 1989)
Черный Милан (Milan noir, 1988)
Женское дело (Une affaire de femmes, 1988)
Бесы (Les possédés, 1987)
Окно спальни (The Bedroom Window, 1986)
Кактус (Cactus, 1986)
Заварушка (Sac de noeuds, 1985)
Подпись Шарлотты (Signé Charlotte, 1985)
Потаскушка (La garce, 1984)
Женщина моего друга (La femme de mon pote, 1983)
Любовь с первого взгляда (Coup de foudre,1983)
История Пьеры (Storia di Piera, 1982)
Форель (La Truite, 1982)
Страсть (Passion, 1982)
Глубокие воды (Eaux profondes, 1981)
Безупречная репутация (Coup de torchon, 1981)
Крылья голубки (Les ailes de la colombe, 1981)
Подлинная история дамы с камелиями (La storia vera della signora dalle camelie, 1981)
Врата рая (Heaven’s Gate, 1980)
Спасай, кто может (свою жизнь) (Sauve qui peut (la vie), 1980)
Лулу (Loulou, 1980)
Вторая жена (Örökség, 1980)
Сестры Бронте (Les soeurs Brontë, 1979)
Возвращение к возлюбленной (Retour à la bien-aimée, 1979)
Виолетта Нозьер (Violette Nozière, 1978)
On ne badine pas avec l’amour (ТВ, 1977)
Les indiens sont encore loin (1977)
Кружевница (La Dentellière, 1977)
Я, Пьер Ривьер (Je suis Pierre Rivière, 1976)
Le petit Marcel (1976)
Судья и убийца (Le juge et l’assassin, 1976)
Доктор Франсуаза Гайян (Docteur Françoise Gailland, 1975)
Большой экстаз (Le grand délire, 1975)
Алоиза (Aloïse , 1975)
Бутон розы (Rosebud, 1975)
Серьезный, как удовольствие (Sérieux comme le plaisir, 1975)
Дюпон Лажуа (Dupont Lajoie, 1974)
L’ampélopède (1974)
Plaies et bosses (ТВ, 1974)
Madame Baptiste (ТВ, 1974)
Вальсирующие (Les valseuses, 1974)
Постепенные изменения удовольствия (Glissements progressifs du plaisir, 1973)
Vogue la galère (ТВ, 1973)
Le drakkar (ТВ, 1973)
Le maître de pension (Le maître de pension, 1973)
Histoire vraie (ТВ, 1973)
Сезар и Розали (César et Rosalie, 1972)
Бар на развилке (Le bar de la fourche, 1972)
Фигаро здесь, Фигаро там (Figaro-ci, Figaro-là, 1972)
Фостин и прекрасное лето (Faustine et le bel été, 1971)
Le prussien (ТВ, 1971)