Жан-Франсуа – психотерапевт, которому впору было бы стать клиентом себе подобного. Консультируя пациентов с истерзанными душами, сам он не в силах решить проблему личного характера. Классический сапожник без сапог. Влюбившись в неотразимую Элен, собственную пациентку, ЖФ, как он сам себя самокритично называет, не может внятно намекнуть на свои жаркие чувства, неся чушь неопытного растерявшегося подростка как только они оказываются наедине. Утомившись своей нелепостью, он просит совета у другого пациента, распознав в нем знатока темы, способного помочь и словом, и делом. Самоуверенный Жюльен наскоро учит Жана-Франсуа искусству обольщения, которым сам владеет в совершенстве.
Любой человек, воспитанный в почившем СССР, найдет в фильме Ги Мазаргиля массу общего с перестроечным хитом про нофелет. Обе картины рассказывают о малоуспешных попытках разбудить в себе мачо, а потом медленно сворачивают в другое русло, утверждая, что, возможно, надо так и оставить своего внутреннего сонного мачо в вечной коме. Особым киносходством отличается сцена с безуспешным «закадриванием» красоток-незнакомок на улице под неусыпным взглядом старшего товарища и наставника. Но французский фильм еще не пропах нафталином и дышит аурой приятной свежести и ненавязчивого романтизма, который не давит своим присутствием и еле-еле улавливается тонким обонянием внимательного и правильно настроенного зрителя.
Режиссер беззлобно посмеивается над Жаном-Франсуа, неуклюжесть которого подчеркивается с самых первых кадров. Слушая исповедальные речи пациентки, он не сводит глаз с перламутра чешуи своих аквариумных рыб. Потом оказывается, что они не просто его любимцы, но и его фотомодели и, как резво подчеркивает непосредственная Эстель – его альтер эго.
Эстель при встрече с Жаном-Франсуа выглядит если не тотальной сумасбродкой, то барышней с небольшим «приветом». На фоне прочих персонажей, приземленных и со всех сторон традиционных, она выделяется некоей нестандартностью мыслей, чувств и поведения, с одной стороны, очаровательной, с другой, не совсем выигрышной. В финале, в сравнении с мягкотелым Жаном-Франсуа и его озабоченной пассией, которая не мыслит интима без звуков Вагнера, Эстель вдруг оказывается единственной нормальной, трезвомыслящей, без инфантильных заморочек и прочих «тараканов». И ее сеанс чувственной исповеди в кресле у Жана-Франсуа-психотерапевта, — отличная точка этой несмешной, но безумно симпатичной истории.
А друг был прав: обольщение – это искусство, и в нем нужно упражняться, точно как в спорте. У некоторых, правда, врожденный дар, и они не нуждаются в изнурительных тренировках. У других же все складывается еще благополучнее: счастливая случайность – и никакого мошенничества.
Евгения Жиркина
«Искусство обольщения»
L’art de séduire
Франция, 2011
Режиссер: Ги Мазаргиль
В ролях: Матье Деми, Жюли Гайе, Валери Донзелли, Льонель Абелански, Элизабет Витали и др.