Андреас Дрезен родился и вырос в Восточной Германии, да и свой первый фильм снял еще во времена, когда ГДР существовала на политической карте мира. Именно поэтому он не понаслышке знаком с тем, как жилось, чувствовалось и думалось в той стране. Возможно именно поэтому его стиль кажется почти документальным, а его герои такие жизненные. Вряд ли Дрезена можно назвать оптимистом, но и отказать ему в любви к человеку тоже едва ли кто-то сможет.
Фильм с названием «Гриль-бар «На полпути» (в оригинале он вообще звучит по-философски – «Половина пути») – отличное подтверждение всех тезисов, сказанных о режиссере. Действие происходит в депрессивной восточногерманской глубинке, возле границы с Польшей. Герои – две рядовые семьи среднего возраста (прошедшие условную половину жизни), они дружат и, кажется, вполне довольны положением вещей. Но так только кажется.
Двое из супругов изменяют своим половинкам, причем не просто изменяют, у них завязывается самый настоящий роман. Естественно, это ломает не только семьи, но и отношения между ними. Получается своеобразная вариация сюжета из «Любовного настроения» Вонга Кар Вая, только без красивых кадров, идеально подогнанной музыки и многозначительных пауз. У Дрезена свой метод работы, предельно реалистичный, без визуальных изысков и актерской экспрессии.
Не так легко дать ответ на то, какая проблема в фильме главнее: вопросы супружеской верности и сохранения брака или окружающая действительность, которая рано или поздно может приводить к неожиданным и необдуманным поступкам. Понятно, что в каждом браке наступает момент, когда осточертевает рутина, а жизнь кажется неполной. Фильм Дрезена даже не о том, как преодолевать такие моменты, а о том, что такое может случиться с каждым, а с некоторыми даже случалось. Сама история интересная довольно нестандартной концовкой, которая обходится без излишней мелодраматичности, но также избегает скатывания в пошлость. Ни один из героев не прошел этот короткий по времени путь без изменений, каждый в чем-то ошибся, а в чем-то разобрался. Главное, из всего делать правильные выводы.
Несмотря на ярлык фестивального кино, в нем отсутствует все то, что обычно приписывают лентам подобного типа и отпугивает неподготовленного зрителя. Никакого режиссерского радикализма, эпатажных сцен и сюжетных твистов. Только жизнь, только кино, но с единственным отличием – в этом кино все далеко не «как в кино».
Тарас Сасс
Гриль-бар «На полпути»
Halbe Treppe
Германия, 2002
Режиссер: Андреас Дрезен
В ролях: Штеффи Кюнерт, Габриэла Мария Шмайде, Торстен Мертен, Аксель Праль, Дженс Грассмель, Маша Роммель, Грегор Цише, Джулия Цише и др.