Андрея Миронова одни считают гениальным актёром, одним из лучших в советском кино. Другие называют его артистом среднего таланта, которому достичь успеха помогла как известная фамилия, так и абсолютно животная работоспособность. У каждого свой Миронов, свои любимые и нелюбимые роли. Есть два фильма с ним, которые мне смотреть неловко, неудобно, и каждый раз, когда я натыкаюсь на них по телевизору, я переключаю от греха подальше. Прочитав не одно обсуждение на форумах, обнаружила, что я в этом не одинока.
У Миронова потрясающая актёрская судьба. Он родился и умер на сцене в прямом смысле этого слова. Появившись на свет перед женским днём, который долго выдавали за его настоящий день рождения, стал любимцем женщин и режиссёров. Но не сразу. Ему понадобился десяток ролей перед тем, как он, наконец, поднялся на пьедестал всеобщего обожания в образе Геши Козодоева.
Человек-оркестр
Такого Миронова любили женщины. Такого люблю и я. Жуликоватый Геша в «Бриллиантовой руке», весёлый и находчивый капитан милиции, рассекающий по северной столице в компании итальянцев, чертовски привлекательный министр-администратор в «Обыкновенном чуде», манерный и томный Остап Бендер, многоликий и неузнаваемый в «Трое в лодке не считая собаки»…
Всё это были жирные для советского кино 70-е годы, а потом ларчик захлопнулся. В 80-е режиссёры устремились к дешёвому реализму, наклепав массу порой совершенно «несъедобных» комедий или мелодрам, в которых на любимых артистов смотреть было неловко. Про 90-е я молчу, но до них Миронов и не дожил. Кто знает, где могли бы мы его увидеть.
Неудобные и «несъедобные» роли
Фильмы, которые мне неловко, неудобно, стыдно и невыносимо смотреть – «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой и «Блондинка за углом» Владимира Бортко. Незатейливые комедии, простые и житейские, отличная иллюстрация к советской действительности тех лет. Но в обоих фильмах актёр выглядит нелепо и неуместно.
Умница-астрофизик, влюбившийся в хабалистую продавщицу? Интеллигентный педиатр, который воспылал чувствами к истеричной матери-одиночке, позволяя ездить на себе (не только ей)? Миронов такой жалкий и беспомощный, хоть плачь…
Даже если делать скидку на то, что это всего лишь актёрская работа, он в этих фильмах будто человек в красивом костюме, который шёл на премьеру в Большой театр, по пути случайно забредя в дешёвую заводскую столовую, потому что она единственная была открыта.
Его хочется оттуда стереть ластиком и поставить на эти роли каких-нибудь актёров «средней руки». Менее ярких, не таких узнаваемых, без шлейфа любимых зрителями звёздных ролей. Тех, что всю жизнь томились на второстепенных ролях, и вдруг им повезло – главная роль!
В поисках нофелета
Перед тем, как отправиться на свои последние гастроли в Ригу, Миронов проходил пробы на фильм «Где находится нофелет?» — на роль, которую в итоге сыграл Владимир Меньшов. Снова человек-тюфяк, на котором ездят все, кому не лень, с неустроенной личной жизнью и ослепительным усатым другом, от которого женщины теряют голову.
Сначала ему предложили именно Гену, но он отказался, потому что такими образами пресытился. В любом случае, на эту роль Миронова, к счастью, худсовет не утвердил. И такой как Владимир Меньшов идеально бы вписался и в фильм Суриковой, и картину Бортко. Конечно, это было бы совсем другое кино, ещё менее смотрибельное и интересное зрителю.
Наверное, у каждого свой Миронов. У меня он такой. Возможно, одномерный, но все равно любимый. Такой, от которого он сам со временем устал, поэтому был готов и на «Нофелет», и на «Блондинку».
У него ведь ещё были «Фантазии Фарятьева» Ильи Авербаха, и там он божественен в образе трепетного романтика, тоже жалкого, но такого глубокого, пронзительного и искреннего! От него не хочется отводить глаза, чтобы не пропустить ни единого кадра. А «Блондинку…» и суриковский курортный трэш хочется переключить, предварительно зажмурившись.
Екатерина Савельева