Дэвид Андернах – творческая личность в депрессии. Он пьет и ходит лечиться от хандры к любовнице, живущей по соседству. Вернувшись с очередного «левака» он обнаруживает, что его маленькая дочь утонула в бассейне, у которого он ее оставил. Вся его жизнь рушится, Дэвид на пять лет впадает в еще большую депрессию, из которой не видит ни одного выхода. А видит только вход. В странный туннель за деревянной дверью. По ту сторону туннеля он встречает свою живую и здоровую Леони и самого себя, только на пять лет моложе.
Не будет ошибкой назвать этот фильм «Эффектом бабочки» по-немецки, причем со всеми вытекающими традициями национального кинематографа. «Дверь» — картина жесткая и безапелляционная, жутковатая, менее сентиментальная и более мрачная. Многие хотят вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, приведшие к необратимым последствиям. Только что получится, если вернуться удастся?
У Анно Саула получилась ядерная смесь трудноопределяемого жанра, которую бросает то в триллер, то в драму, то в детектив. Лента могла бы остаться холодной и бессмысленной, предназначенной для любителей зрелищных ужастиков. Но тот факт, что сюжетная линия, несмотря на все ее крутые повороты, кружит вокруг родительского инстинкта, чувств отца и матери, а также того, на что они готовы ради своего ребенка, вытягивает фильм из тисков плоского одноразового триллера.
Режиссер, возможно, переусердствовал с жанровыми хитросплетениями, которые вдобавок накладываются на путешествие в прошлое. Последнее и без сценарных излишеств всегда заставляет зрителей напрягаться, чтобы правильно оценить тот или иной эпизод. Это он сейчас или он, который пять лет назад? Это уже произошло или вот-вот случится? Но справедливости ради надо отметить, что имеющий глаза да увидит, а в противном случае просто посмотрит неплохой фильм, на минуточку, с одним из лучших европейских актеров 2012 года.
Ведь «Дверь» можно рассматривать под разными углами и видеть то, что хочешь или то, к чему готов. Кто-то решит, что ему надо меньше пить и ходить налево, другой узрит надобность сохранения семейного очага, третий станет следить за детьми и будет сам завязывать им шнурки. Главное не упустить основной мысли, произнесенной одним из героев: «Назад пути нет. Ни для кого. Даже не пытайся».
Евгения Жиркина
«Дверь»
Die Tür
Германия, 2009
Режиссер: Анно Саул
В ролях: Мадс Миккельсен, Джессика Шварц, Валерия Эйсенбарт, Томас Тиме, Тим Сейфи, Стефан Гебельхофф, Сюзен Анбе и др.