Инициаторы создания трилогии «Драйлебен» оттолкнулись от одной и той же ситуации – появлении маньяка в лесах возле этого маленького городка в Тюрингии. Но только один из трех режиссеров решил вплотную подобраться к самому маньяку, сделав его главным героем фильма.
Известная завязка обрастает подробностями: Франка Милоша привозят в больницу, чтобы тот простился с умершей матерью. Оставленный один в палате и предающийся горестному раскаянию преступник неожиданно обнаруживает лазейку для побега, которой резонно решает воспользоваться. Побег ставит на уши всю округу, а поимкой преступника руководит умудренный следователь, который решает не столько отыскать его в сложных природных условиях местности, сколько проникнуть в его психологию, предугадать следующий ход.
Режиссер Кристоф Хоххойзлер, в отличие от коллег Графа и Петцольда, не насыщает фильм событиями, а пытается пробраться во внутренний мир Милоша, проследить его мотивацию (в чем как раз подобен следователю), объяснить поступки. Одиссея Франка разворачивается на фоне безумно красивой природы края Тюрингия.
Интересно, кстати, что у городка Драйлебен есть реальный прототип, который находится в соседней земле Саксония-Анхальт. Еще интереснее то, что Тюрингия была частью канувшей в Лету ГДР, тогда как реальный Драйлебен всегда находился в ФРГ. Получается, что этот киногородок – своеобразное место встречи двух Германий, еще окончательно не преодолевших различия.
Подобная двойственность ощущается и в ленте. Иногда герой кажется вменяемым и даже трогательным, а местами – человеком с явно нарушенной психикой. Есть моменты, когда его по-человечески жаль, а временами совсем наоборот. В представлении детектива, копающего прошлое беглеца, тоже происходит определенная эволюция.
Вдоволь исследовав личность главного героя, режиссер в заключительной части картины прибегает к неожиданному ходу. Он резко смещает акценты, делая главным виновником не самого беглеца, а окружающих, которые толкают аутсайдеров на страшные поступки. По версии постановщика, преступником можно стать не только из личных мотивов, но и поддавшись так называемому социальному давлению. В этом плане Хоххойзлер продолжает мысль великих режиссеров прошлого, Фрица Ланга и Кшиштофа Кесьлевского, которые в своих фильмах («М убийца» и «Короткий фильм об убийстве») исследовали тему взаимоотношений преступника с обществом. И на страшной многозначительной ноте он резко завершает триптих.
Тарас Сасс
«Драйлебен III: Одна минута темноты»
Dreileben — Eine Minute Dunkel
Германия, 2011
Режиссер: Кристоф Хоххойзлер
В ролях: Стефан Курт, Эберхард Кирчберг, Имоген Когге, Тимо Джейкобс и др.