Четыреста ударов (1959)

На границе двух декад, пятидесятых и шестидесятых, во Франции неожиданно для всего мира возникло движение, изменившее ход мирового кинематографа. Интересно, что возглавили его не профессионалы, а бывшие молодые кинокритики. Одним из таких был и Франсуа Трюффо, который своей дебютной лентой впервые громко заявил о новой формации на весь мир, отхватив награду за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. Кроме этого фильм был номинирован в категориях «Лучший оригинальный сценарий» на «Оскаре» и в главной категории Британской киноакадемии.

Уже в первом своем фильме Трюффо продемонстрировал значительную часть своего будущего режиссерского арсенала. Девизом француза была легкость и простота, и этим принципам он начал следовать с самого начала. В фильме рассказывается история «трудного» подростка, воспитывающегося в семье, где отец неродной, а матери, по большому счету, на сына наплевать. Недостаток семейного внимания и понимания он компенсирует активной деятельностью вне дома, а поэтому очень быстро начинаются прогулы школы, мелкое воровство, вранье и прочие прелести беззаботного детства. После серии передряг и злоключений юный герой наконец-то оказывается один, но вместо точки у нас лишь троеточие, ведь историю Антуана Дуанеля режиссер продолжит еще в четырех картинах.

Если рассуждать о том, почему дебют Трюффо получился настолько удачным (по мнению многих, он так и остался его лучшим фильмом), то можно выделить две основных причины. Во-первых, проблематика фильма ему была до боли знакома – не секрет, что фильм во многом автобиографичный, а история юного Франсуа не уступает по драматизму истории Антуана. Даже актера, сыгравшего главную роль в фильме, Жана-Пьера Лео, было отобрано из-за его необычайного сходства с режиссером в детстве.

Другой фактор – искренняя любовь к кинематографу, ведь именно это хобби не только помогало свое время сорванцу Франсуа скрашивать время, но и определило занятие всей его жизни, мир, где он нашел для себя правильное место. Внимательный киноман сможет найти в фильме немало отсылок и к американскому популярному кинематографу, и к европейскому кино, например к фильму «Германия, год нулевой» итальянца Роберто Росселлини.

И хотя история Антуана Дуанеля невеселая (недостаток семейного тепла, исключение из школы, проблемы с полицией, исправительные учреждения) режиссеру удается показать ее легко, с юмором и иронией, тем самым убедительно доказывая, что говорить легко о сложном значительно эффективнее, чем в очередной раз апеллировать к социальным и этическим вопросам.

Автор: Тарас Сасс

«Четыреста ударов»
Les quatre cents coups
Франция, 1959
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан, Патрик Оффэ и др.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code