«Черный лебедь» — один из самых странных, неоднозначных и любопытных фильмов нового американского и мирового кино. И дело не только в «Оскаре» Натали Портман за исполнение главной роли. Награда Портман в данном случае похожа на аванс за нечто гениальное в будущем. Либо знаком почтения за все прежние актерские работы, которые по тем или иным причинам не дотягивали до главной американской кинонаграды, а вскладчину явили собой мощные заслуги молодой еще актрисы с внушительным послужным списком.
Я ни в коем случае не против Натали, совсем наоборот. В «Черном лебеде» она убедительна до самого хруста своих лебединых перьев, потому что, потому что на мой субъективный вкус это действительно ее роль, как никакая другая. Актриса с ангельской внешностью и внутренним стержнем и раньше демонстрировала как свою розово-пушистую сторону, так и иную грань таланта, которая и помогла ей удачно вжиться в роль лебедя, жарко размахивающего черными крыльями. И это как раз та причина, по которой киноакадемики, возможно, поспешили вручить ей самую главную награду.
Ее Нина, будь она черным, белым или розовым лебедем, не неожиданная и не взрывающая воображение сменой одного амплуа на другое. Линия героини, пожалуй, очень предсказуемая, что, конечно, не умаляет достоинств этой талантливой драмы.
Сюжет картины практически целиком идет очень ленивой поступью, только иногда позволяя зрителю содрогнуться от неожиданного проявления дьявольской стороны девочки, живущей в розовой комнате, обложенной мягкими игрушками. И лишь ближе к финалу несколько скучноватое развитие тянется к апофеозу. Танец черного лебедя превосходен к своей жесткости и резкости – это действительно триумф и очередная возможность увидеть превращение запуганной белоперой Нины в свое альтер эго, которое раздирает ее в предпремьерные дни в буквальном смысле.
В фильме ощущается некоторая недосказанность, и она может раздражать и раздражает тех, кто недоуменно интересуется – а что хотел сказать режиссер и зачем так изуверски обошелся с несчастной героиней? Но не будь этой дымки мрачноватой таинственности, «Черный лебедь» превратился бы в плоскую голливудскую драму-триллер о том, как тяжело жить и творить юным созданиям в неблагодарном балетном мире. Аронофски пошел по другому пути и сделал даже не психологическую драму, а зрелищную трагедию, в которую превосходно вписалась Натали Портман. Вписалась, а не сделала ее, оттянув для себя единственную награду у его создателей. А ведь они тоже ее заслужили.
Автор: Евгения Жиркина
«Черный лебедь»
Black Swan
США, 2010
Режиссер: Дарен Аронофски
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер, Бенжамен Мильпье и др.