Советско-венгерская мелодрама «Отпуск за свой счёт», вышедшая на экраны в 1982 году, открыла зрителю молодую ленинградскую актрису Ольгу Мелихову. Роль наивной провинциалки Кати Котовой стала ролью жизни для актрисы, которая вскоре ушла из кино. Но даже её могло и не случиться, потому что на главную роль предполагались совсем другие актрисы. Кто же они были?
И серая мышка, и красавица
Советский драматург Валентин Азерников, который и придумал историю, легшую в основу фильма «Отпуск за свой счёт», видел совершенно чёткий портрет Кати Котовой в кино. По его замыслу это должна была быть девушка непривлекательная и неброская, эдакая «серая мышка», которая к концу фильма расцветает и превращается в трогательную русскую красавицу. Он в этой роли видел только Евгению Симонову, которая, по его мнению, и обладала этими данными – могла сыграть как невзрачную простушку, так и красавицу.
Любовь Руденко – утверждённая, но снятая с роли
Видение режиссёра Виктора Титова отличалось от видения автора сценария, поэтому Симонову на эту роль он даже не рассматривал. На роль Кати Котовой Титов выбрал и утвердил красавицу Любовь Руденко, которая была на седьмом небе от счастья – и от главной роли, и от приближающихся съёмок в Венгрии. У Руденко уже был опыт работы с исполнителем главной мужской роли Игорем Костолевским, с которым они играли на сцене Театра имени Маяковского.
Но внезапно актрисе поступил телефонный звонок, где коротко сказали, что по техническим причинам главную роль она играть не будет, потому что на неё утверждена другая актриса. Руденко была опустошена, плакала и не могла поверить, что почти сбывшуюся мечту увели у неё из-под носа.
Простушка против красавицы
Удивительно: на роль её утвердил сам режиссёр, но позже в интервью его вдова сказала, что Руденко на эту роль категорически не подходила. У Руденко был образ яркой столичной красавицы, а по сценарию героиня предполагалась неприметной провинциалкой, красивой скорее душой. Именно поэтому её место и заняла юная Мелихова, идеально подходящая по типажу.
Из-за такой внезапной смены актрисы Мелихову стали подозревать в протекции «сверху». Говорили, что после первой роли в фильме «Тростинка на ветру» молодую начинающую актрису заметили где-то в партийном руководстве и решили её продвигать. 20-летняя Мелихова даже не знала, что вокруг её имени раздуваются такие страсти, примчалась на съёмки и неожиданно столкнулась с весьма прохладным отношением со стороны части съёмочной группы.
Любовь Руденко небольшую роль в этом фильме все уже получила. После утверждения Ольги Мелиховой ей вновь позвонили создатели фильма и сказали, что чувствуют себя неудобно, поэтому хотят предложить ей эпизод. Но эпизод в одном кадре с Людмилой Гурченко и Александром Ширвиндтом! Актриса, разумеется согласилась играть с мэтрами, а в одной сцене ей и играть ничего не пришлось. Сцену, в которой она явно раздражается на главную героиню, сняли с первого дубля благодаря мастерству оператора и естественности поведения актрисы, у которой отобрали такую желанную роль.
Никакой протекции
Кинокритик Вячеслав Шмыров отметил, что все разговоры о якобы протекции Ольги Мелиховой – это всего лишь слухи, которые обиженные актёры сами и придумали. Ведь как показала последующая судьба актрисы, никакого блата в её жизни так и не случилось.
У Мелиховой на счету всего 7 фильмов, а последней работой стала роль Зиночки в «Собачьем сердце» в 1988 году. С тех пор в кино она больше не снималась, так и оставшись восторженной и наивной Катей Котовой, получившей такой желанный для себя отпуск за свой счёт.