Райская жизнь для мужчины может обернуться адом, если у него слишком красивая жена, чересчур подвижная психика и богатое воображение. У Нелли и Поля благополучная семья, дом – полная чаша, маленький сын и взаимное влечение, которое они сохранили спустя несколько лет брака. Но в определенный момент все резко меняется, и Поля начинает душить крыса-ревность, которая спускает его в шизофренический ад, в пламени которого он жарится сам и пытается втянуть в него окружающих.
«Ад» — мастерская работа Клода Шаброля, картина напряженная, красивая и страстная. За тридцать лет до съемок этого «Ада» могла появиться полноценная первая экранизация, которая осталась незаконченной из-за болезни режиссера. Фильм 1964 года начал Анри-Жорж Клузо, который сам написал сценарий. После смерти Клузо тот «Ад» остался в кадрах с роскошной курящей Роми Шнайдер, которая, конечно, воплощает совсем иной характер, нежели создала Беар.
Фильм снят в такой манере, которая долго держит в напряжении, не позволяя зрителю получить точный ответ на вопрос – прав Поль или нет? Имеет ли место быть измена жены или это только фантазии распаленного супруга? И Эмманюэль Беар – это самая подходящая актриса, которую только можно представить в роли спорно-неверной жены. Вот она хрупкая и изящная, заботливая мать, которая смотрит на мужа преданными глазами, оскорбленная пустыми подозрениями. И вот она уже другая – сексуальная до боли в скулах, свободная, раскрепощенная, с лукавым прищуром и в объятиях другого мужчины.
Эти эпизоды сменяют друг друга на протяжении всего фильма, и режиссер, который как бы шутя делает из адекватного хозяина отеля опасного для окружающих параноика, ловко играет со зрителем, подводя к открытому финалу. Мы видим, что стало с Полем, гадаем, что будет с Нелли. И самое удивительное – чтобы попасть в этот ад, не требуется никаких видимых причин кроме тех, которые подносит на блюдечке собственное воображение или чужая мнительность.
«Ад»
L’enfer
Франция, 1994
Режиссер – Клод Шаброль
В ролях: Эмманюэль Беар, Франсуа Клюзе, Марк Лавуан, Андре Вилм и др.