Вначале было слово. Точнее, книга, которую написал Вишневский. И была она очень популярна у молодых девушек, которые растаскали ее на цитаты, заботливо переписанные в девичьи тетрадки с красивыми словами про безответную любовь.Выйдя в 2001 году, «Одиночество в сети» попало в актуальную струю только-только становящейся на ноги эпохи интернета и разговоров о теме беспросветного одиночества за его пределами.
Роман стал культовым, а значит, «попсовым», и степень восхищения им сделала из него объект для ненависти. И на этой волне вышел фильм, который, что называется, попал под грандиозную «раздачу слонов». Кино не снискало славы одноименного литературного произведения, и его стали заранее ругать даже те, кто его не смотрел.
Когда режиссер берется за экранизацию широко известного романа, он должен быть готов к тому, что его работу, скорее всего, разнесут в пух и прах. Так бывает чаще всего, и в этом нет ничьей большой вины. Так уж получается, что книга всегда лучше, тем более что библиофилы и киноманы – разного поля ягоды. И каков бы ни был фильм, он по определению большинством будет трактоваться как унылая киношка, а режиссер будет бездарем, который посягнул на святыню.
С «Одиночеством в сети» произошла странная история, и опальным фильм стал незаслуженно. При всех сюжетных провисаниях, иногда огромных зияющих дырах и неясностях, у него есть огромное преимущество – он не голливудский. Все-таки поляки молодцы, что успели сделать из этого книжного хита фильм сами, опередив голливудских акул, взяв на главную роль изящную польскую актрису, наблюдать которую на экране — одно удовольствие. и Хотя, последние, может и не собирались этого делать. А если бы и собрались, то могло получиться нечто вроде экранизации «Вероника решает умереть», где действие из Любляны перетащено в Нью-Йорк. А где еще, по мнению современного американского режиссера, может жить женщина с расстройством психики? – только в шумном американском мегаполисе. Любляна? – Нет, не слышал.
Витольд Адамек в фильме режиссер, сценарист, продюсер и оператор. Любопытный факт – у Адамека-режиссера четыре фильма, у Адамека-оператора – больше полусотни картин. Это очень хорошо заметно и в «Одиночестве…» его с подкупающе безупречными кадрами и музыкой, которые и делают его фильмом. «Одиночество в сети» сложно смотреть, не подмечая, насколько он отстает от книги, а не прочитав книги, историю понять и вовсе затруднительно. Такой странный поляки создали продукт.
Но это не повод клеймить его позором. Просто он для своего зрителя – чувственного, романтично-отстраненного, не слишком притязательного, готового впитывать глазами и ушами эту двухчасовую историю. Фильм почти безмолвный, прелестный своими затяжными кадрами с Эвой и Якубом, которые стучат по клавишам под лейтмотив прохладной восточноевропейской осени.
«Одиночество в сети»
S@motnosc w sieci
Польша, 2006
Режиссер – Витольд Адамек
В ролях: Магдалена Целецка, Анджей Хыра, Агнешка Гроховска, Ярослав Будник и др.