«Не бойтесь, мадмуазель, я не какой-нибудь маньяк, я мсье Ир» — сказал маленький лысоватый господин девушке, пришедшей поинтересоваться своим таинственным соседом. Таинственности господину добавляла его страсть подглядывать за своей очаровательной соседкой, внимательно следя за ее приготовлениями ко сну, чтением журналов и даже любовными утехами с бойфрендом.
На одной из парижских улиц убита девушка. Расследование зашло в тупик, но местные жители подозревают в преступлении мсье Ира – замкнутого, неразговорчивого холостяка средних лет. Несмотря на то, что никаких улик против него нет, сомневаться в его причастности к убийству даже странно, и первые полчаса экранного времени этого довольно короткого фильма (1 час 20 минут) кажется, что все лежит на поверхности.
Кто вы, мсье Ир? Закомплексованный эротоман, женоненавистник или только глубоко несчастный человек, переживший трагедию, которая способна толкнуть на тяжкое преступление? Вопросы, которые как из рога изобилия сыплются на голову наблюдателя этой медлительной ленте в самом начале. И кажется, что весь фильм пройдет на одной ноте, вернее, на волне детективной зарисовки под гипнотические аккорды Майкла Наймана (за которые фильм получил «Сезар» в номинации «Лучший звук»).
А затем туман рассеивается, и все встает на свои места. Точнее, с ног на голову. Всего пара слов, и мсье Ир, предстает в ином свете, а в финале гнетущая неопределенность уступает место молчаливому вероломству.
«Мсье Ир» — стильная детективная драма французского мастера Патриса Леконта, поставленная по роману Жоржа Сименона. Безусловные достоинства фильма – актерские работы и просто типажи Мишеля Блана и Сандрин Боннер, которые позволяют зрителю воспринимать актеров в разных ипостасях. Правда, и у их героев есть одна общая черта – они оба несчастные влюбленные, которых чувства приводят к этому финалу.
Картина участвовала в конкурсной программе Каннского Фестиваля 1990 года.
«Мсье Ир»
Monsieur Hire
Франция, 1989
Режиссер – Патрис Леконт
В ролях: Мишель Блан, Сандрин Боннер, Люк Тюйе и др.