У Франсуа Клюзе удивительная актерская судьба. Снимаясь беспрерывно на протяжении 30 лет, играя в одних фильмах с Жераром Депардье, Изабель Аджани, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, в картинах Клода Шаброля, Бертрана Блие, и почти всегда в центральных ролях, он стал любимцем публики только ближе в пятидесяти. Французы особенно жарко приняли его после работы у Гийома Кане и награждения «Сезаром» в 2007 году, а широко известным миру Клюзе стал только после триумфального шествия по экранам фильма «1+1». Но актер, кажется, вовсе не расстраивается по этому поводу, к тому же, совсем не страдает звездной болезнью.
Франсуа Клюзе родился 21 сентября 1955 года в Париже. Когда Франсуа было восемь лет, его мама ушла из семьи, что стало для мальчика глубоким психологическим переживанием. Ему было запрещено говорить о ней в присутствии отца, человека молчаливого и строгого. В детстве он чувствовал себя недолюбленным из-за отсутствия матери, к тому же, ему приходилось подавлять свои эмоции, чем частично Клюзе и объясняет ранний интерес к актерской профессии. Он страстно хотел, чтобы все его любили, чего в итоге и добился. Кстати, к своим детским страхам и комплексам актеру придется вернуться уже в зрелом возрасте, рассказывая об этом откровенно на приеме у психоаналитика. Но это будет позже…
В 1968 году во Франции вышел спектакль «Человек из Ламанчи» с Жаком Брелем в главной роли, и это зрелище произвело грандиозное впечатление на юного Франсуа Клюзе. Эмоции, переживания, а потом гром аплодисментов – вот, чем он хочет заниматься. В семнадцать лет он бросил лицей и стал учиться театральному мастерству. В 1976 году состоялся дебют Клюзе в театре в комедийной постановке «Миллион – не деньги» (в 1982 году во Франции вышел одноименный фильм Эдуара Молинаро).
В 1979 году, имея небольшой опыт работы в кино, Клюзе был замечен режиссером Дианой Кюри. Так в 1980 году он появился на большом экране в одной из главных ролей в картине «Коктейль Молотова». В том же году Клюзе снялся в фильме «Конь гордыни» у мэтра Клода Шаброля, который будет приглашать его потом неоднократно.
В целом восьмидесятые были очень плодотворным периодом для актера, чья фильмография пополнялась весьма достойными работами. В 1983 году он вновь снялся у Дианы Кюри в фильме «Любовь с первого взгляда» с Изабель Юппер и Миу Миу, в том же году на экраны вышел детектив «Убийственное лето»Жака Беккера с Изабель Аджани, а также комедия «Да здравствует социальная помощь!» с Франсуа в главной роли.
В 1986 году Клюзе снялся в комедии «Ассоциация злоумышленников» культового французского режиссера комедий Клода Зиди. Особенно удачным для него выдался 1988 год: вышел «Желтый револьвер», где пару актеру составила Сандрин Боннер, «Двое» с Жераром Депардье, картина «Шоколад» Клер Дени, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, и драма Шаброля «Женское дело», где Франсуа играл мужа героини Изабель Юппер. Последняя картина получила международное признание, была номинирована на «Золотой глобус», три «Сезара», а Изабель Юппер за исполнение главной женской роли получила Кубок Вольпи на Венецианском фестивале. «Женское дело» стал для Франсуа Клюзе важным фильмом и по личным причинам. На съемках он познакомился с Мари Трентиньян, которая на несколько лет стала его спутницей жизни и родила ему сына Поля.
Одну из самых сложных и сильных ролей в своей фильмографии Клюзе сыграл у Клода Шаброля в фильме «Ад» в 1994 году вместе с Эмманюэль Беар. «Высокая мода» Роберта Олтмена стала опытом актера в американском кино (правда, в окружении звезд европейского кинематографа), а год спустя он появился в небольшой роли в Голливуде – в знаменитом «Французском поцелуе» с Мэг Райан и Кевином Клайном.
Конец девяностых и начало «нулевых» стали тяжелым периодом в жизни Франсуа Клюзе, что касается и его актерской судьбы, и его личной жизни. Он уже разошелся с Мари Трентиньян, с которой, впрочем, оставался в дружеских отношениях вплоть до ее трагической гибели. В кино для актера настало время малозначительных ролей в посредственных картинах, в итоге все это привело к затяжной депрессии и алкоголизму. Алкоголь помогал ему бороться с застенчивостью, снимал стресс от ощущения невостребованности, придавал уверенности в себе. В то время Клюзе был уже в паре с актрисой Валери Боннетон, и, по ее словам, только рождение их первого сына смогло вывести Франсуа из этого состояния. Также ему пришлось прибегнуть к помощи специалистов и провести некоторое время в реабилитационном центре.
В 2003 году на экраны вышла комедия «Дженис и Джон», где Клюзе снялся с Мари Трентиньян, но премьера состоялась уже после ее смерти (ровно через месяц), и фильм не имел успеха. Но эра большого французского кино, тем не менее, была для него открыта.
В 2006 году Франсуа Клюзе снялся в главной роли в детективе Гийома Кане «Не говори никому», которая имела феноменальный зрительский успех и признание кинокритиков. За роль в этом фильме он получил главную французскую награду – «Сезар» в номинации «Лучший актер». После этого Клюзе работал в успешных проектах, среди которых особенно ярко выделяется «Париж» (2008) Седрика Клапиша, «На посошок» (2009) Филиппа Годо, «Маленькие секреты» (2010) Гийома Кане. В фильме «На посошок», снятом по автобиографической книге Эрве Шабалье, актер сыграл героя, страдающего алкогольной зависимостью и проходящего курс реабилитации. В работу Клюзе вложил свой тяжелый личный опыт, пережитый им за несколько лет до съемок.
Сразу после выхода на экран «Маленьких секретов» Франсуа Клюзе расстался с Валери Боннетон, с которой его связывали тринадцать лет совместной жизни и двое детей. Поклонники переживали, СМИ подливали масла в огонь публикациями, но актеры расстались друзьями. В жизни обоих началась новая полоса и творческий подъем. Особенно у Клюзе, который получил приглашение сняться в «1+1».
Первоначально на роль парализованного аристократа планировался Даниэль Отой, но тот был занят своим режиссерским дебютом – драмой «Дочь землекопа», в которой также сыграл главную роль. И тогда пригласили Франсуа Клюзе, который незамедлительно согласился. По словам актера, его привлекло прежде всего то, что это история настоящей дружбы, которую он уже играл в кино и очень хотел бы повторить. С Омаром Си, чьим талантом, сдержанностью и интеллигентностью он был покорен, ему работалось легко и приятно.
Перед съемками актер встречался с прототипом своего персонажа, Филиппе Поццо ди Борго, и наблюдал за ним – как тот двигается в кресле, как дышит, как разговаривает. Съемки длились три месяца. Клюзе шутит, что в перерывах между съемочными днями ему хотелось постоянно бегать, потому что быть полностью неподвижным на протяжении такого долгого периода в конце было уже невыносимо.
Сказать, что результат трудов съемочной группы «1+1» был оценен по достоинству – это не сказать ничего. В одной только Франции фильм посмотрели 19.4 миллиона зрителей. Эти показатели сделали «1+1» вторым по прибыльности французским фильмом в своей стране (на первом – «Бобро поржаловать» (2008) с 20.4 миллионами зрителей).
Конечно, такого успеха никто не ожидал, а если бы даже фильму его и пророчили, то вряд ли для актеров это стало бы определяющим фактором, когда они соглашались на роли. Даниэль Отой говорит, что совсем не жалеет о том, что отказался от роли Филиппа, потому что, по его словам, в его возрасте этот успех ничего не изменил бы в его жизни. Франсуа Клюзе не намного младше, но в его актерской жизни эта роль изменила многое. Он обрел сумасшедшую популярность, любовь зрителей во всем мире, к тому же, снова женился. Его избранница – Наржисс Фалькоз, марокканка по происхождению, бывшая пресс-атташе отеля Carlton в Каннах.
По собственному признанию актера примерно до 40 лет он работал в профессии как дилетант, многое не воспринимая всерьез. Теперь все иначе. Нежданная слава совсем не изменила актера, который во всех своих интервью остается очень искренним, чувствительным и преданным своему призванию. Он продолжает сниматься, и по-прежнему не ориентируется на потенциальный успех картины, предпочитая работать для зрителя и быть полезным для него, честно воплощая образы своих героев.
Фильмография Франсуа Клюзе
В одиночку (En solitaire, 2013)
11.6 (2012)
Не беспокоить (Do Not Disturb, 2012)
1+1 (Intouchables, 2011)
Искусство любить (L’art d’aimer, 2011)
Мой отец – служанка (Mon père est femme de ménage, 2011)
Монстр в Париже (Un monstre à Paris, 2010), озвучка
Маленькие секреты (Les petits mouchoirs, 2010)
Белый как снег (Blanc comme neige, 2010)
На посошок (Le dernier pour la route, 2009)
В начале (À l’origine, 2009)
Cadeau de rupture (2009), короткометражка
Кровные узы (Les liens du sang, 2008)
Париж (Paris, 2008)
Оно того не стоит (Detrompez-vous, 2007)
Почти правда (La vérité ou presque, 2007)
Мое место под солнцем (Ma place au soleil, 2007)
La forteresse assiégée (ТВ, 2006)
Не говори никому (Ne le dis à personne, 2006)
Четыре звезды (Quatre étoiles, 2006)
Час пробил (La cloche a sonné, 2005)
Потерянное владение (Le domaine perdu, 2005)
Венера и Аполлон (Vénus & Apollon, сериал, 2005 – 2009)
Судья и убийца (Je suis un assassin, 2004)
Бутик (France Boutique, 2003)
Дженис и Джон (Janis et John, 2003)
Кто грохнул Памелу? (Mais qui a tué Pamela Rose?, 2003)
Quand je vois le soleil (2003)
Соперник (L’adversaire, 2002)
Un mois à nous (ТВ, 2002)
Сладкая лень (Dolce far niente, 1998)
Вкус клубники (Le goût des fraises, ТВ, 1998)
Полночный экзамен (L’examen de minuit, 1998)
Конец августа, начало сентября (Fin août, début septembre, 1998)
Путь свободен (La voie est libre, 1998)
Ставки сделаны (Rien ne va plus, 1997)
Молчание Рака (Le silence de Rak, 1997)
Переезд (Le déménagement, 1997)
Диалог на вершине (Dialogue au sommet, 1996), короткометражка
L’huile sur le feu (ТВ, 1996)
Сукины дети (Enfants de salaud, 1996)
Sweet home (ТВ, 1995)
Ученики (Les apprentis, 1995)
Гусар на крыше (Le hussard sur le toit, 1995)
Французский поцелуй (French Kiss, 1995)
3000 scénarios contre un virus (сериал, 1994)
Высокая мода (Prêt-à-Porter, 1994)
Le vent du Wyoming (1994)
Ад (L’enfer, 1994)
Инстинкт ангела (L’instinct de l’ange, 1993)
Люка (Lucas, ТВ, 1993)
До завтра (À demain, 1992)
Sexes faibles! (1992)
Оливье, Оливье (Olivier, Olivier, 1992)
Слишком красивая для тебя (Trop belle pour toi, 1989)
Французская революция (La révolution française, ТВ, 1989)
Форс мажор (Force majeure, 1989)
Круг по манежу (Un tour de manège, 1989)
Двое (Deux, 1988)
Женское дело (Une affaire de femmes, 1988)
Шоколад (Chocolat, 1988)
Желтый револьвер (Jaune revolver, 1988)
Холодный пот (Sueurs froides, сериал, 1988)
Ассоциация злоумышленников (Association de malfaiteurs, 1986)
Улица отправления (Rue du Départ, 1986)
Полночный джаз (Round Midnight, 1986)
Настроения (États d’âme, 1986)
Elsa, Elsa (1985)
Разъяренные (Les enragés, 1985)
Manipulations (ТВ, 1984)
La mèche en bataille (ТВ, 1984)
Le bout du lac (ТВ, 1984)
Да здравствует социальная помощь! (Vive la sociale!, 1983)
Pablo est mort (ТВ, 1983)
Убийственное лето (L’été meurtrier, 1983)
Любовь с первого взгляда (Coup de foudre, 1983)
Un manteau de chinchilla (ТВ, 1983)
Une histoire de trains (1982), короткометражка
Призраки шляпника (Les fantômes du chapelier, 1982)
Le boulanger de Suresnes (ТВ, 1981)
Chère Olga (ТВ, 1980)
Конь гордыни (Le cheval d’orgueil, 1980)
Коктейль Молотова (Cocktail Molotov, 1980)
Un enfant sans histoire (1979)
Histoires de voyous: L’élégant (1979)
Я Франсуа безгранично люблю и уважаю!, но никак не получается обойти феноменальное сходство и не пошутить!… Ну разве не Дастин Хофман перед нами?! :-)) Да им по одному паспорту можно по миру передвигаться!..