Никакой интриги с первых же кадров. Четыре маленьких гроба ползут вверх по трапу самолета, а зареванная женщина на больничной кровати тихо выдавливает из себя: «Я хочу, чтобы их похоронили в Марокко». Безупречный сюжетный ход – подкрадываться к своему печальному финалу история будет следующие два часа.
Мюриэль работает учительницей в школе, в ее ясных глазах читается и любовь к детям, и готовность посвятить жизнь всем радостям статуса жены и матери. Мунир – пылкий марокканец, амбициозный, но тоже готовый создать семью. Влюбленные сталкиваются с общими для молодежи трудностями, когда желания одерживают верх над возможностями, а самостоятельность и независимость остаются отдаленными перспективами. После свадьбы они селятся в доме Андре, приемного отца Мунира, который настойчиво предлагает новоиспеченным супругам свое всестороннее (и обязывающее) родительско-опекунское расположение.
Режиссер Йоахим Лафосс взвалил на себя ношу, которая с обывательской точки зрения выглядит непосильной и бессмысленной. Он не надевал на себя судейской мантии, в которой подобает рассматривать голые факты, а подошел к истории, как бы противоречиво это ни показалось, с гуманной стороны, мастерски воссоздавая напряжение, которое царило в доме несколько лет, нарастая как снежный ком.
Мюриэль меняется медленно, почти незаметно, но уже к середине фильма она мало похожа на ту, которой была в начале, полную надежд и в предвкушении новой жизни (большой реверанс в сторону актерского дарования Эмили Декьенн). Юная ясноглазая девушка превращается в замученную домохозяйку с болезненными кругами под глазами, затравленную заматеревшим (внешне) мужем и гнетущей опекой его названного родителя. И крепнущее напряжение – это только симптом основного недуга семейства, которым является удушающая неопределенность. Кто такой Андре – любящий отец или властный манипулятор? Кто такой Мунир – заботливый муж и отец большого семейства или зависимый и безвольный мальчик? И, наконец, кто здесь Мюриэль – счастливая (а у нее нет ни одной уважительной причины быть несчастной) жена и мать или бесправная рабыня?
Финал картины очень символичен: Мюриэль надевает подаренное ей мусульманское платье как жест принятия своей судьбы и смирения. Свою депрессию она старается сгладить, подгоняя ее под нормальное состояние замужней женщины и матери четверых детей. Женщины, которая просто устала. И это ее последний глухой крик о помощи, который она все же озвучивает звонком психотерапевту.
Взявшись за сюжет, основанный на реальных событиях, Йоахим Лафосс реализует сразу две задачи (и не только режиссерские). Во-первых, он рассказывает ту самую историю (дело Женевьевы Лермитт) совсем недавно шокировавшую Бельгию, а во-вторых, он берет на себя смелость рассказать историю многих женщин, максимально отстраняясь от четвертования героини. «После любви» не ставит Мюриэль к расстрельному столбу, что, учитывая общепризнанный ужас сюжета, выглядит настоящим режиссерским триумфом.
За роль Мюриэль Эмили Декьенн получила приз как лучшая актриса в категории «Особый взгляд» на Каннском Кинофестивале 2012 года.
Евгения Жиркина
«После любви»
À perdre la raison
Бельгия, Люксембург, Франция, Швейцария, 2012
Режиссер: Йоахим Лафосс
В ролях: Эмили Декьенн, Тахар Рахим, Нильс Ареструп, Стефан Биссо, Муния Рауи, Редуэн Бехаш и др.