Для трилогии «Драйлебен» сложно отыскать аналогии не только в современном, но, возможно, и во всем мировом кино. Она родилась после продолжительной переписки трех немецких режиссеров с различными взглядами на кинематограф. Они не сговаривались об общем или последовательном сюжете, а лишь обрисовали его отправную точку: из больницы маленького городка Драйлебен сбегает маньяк Франк Милош и прячется в тамошних лесах.
Автор условной первой части трилогии рассказывает историю любви, происходящую на фоне истерии по беглецу, поднятой прессой и сплетниками. Но всего этого почти не замечает эмигрантка из Сараево Ана и медбрат Йоханнес, у которых закручивается бурный роман. Он – амбициозный молодой человек, мечтающий о медицинской карьере. Она – очень красивая, но неуверенная в себе горничная местного отеля, ищущая хоть какую-то опору в жизни. Их влечет друг другу. Видимую идиллию разрушает дочь главврача больницы Сара, начавшая испытывать влечение к Йоханнесу.
Режиссер Кристиан Петцольд так и не может определиться с жанром собственного фильма. Сначала сюжет разворачивается в русле рядовой лавстори, потом она усложняется любовным треугольником и заканчивается драмой о муках выбора. Отнюдь не любовных, кстати. При этом к отношениям героев примешивается тревога, витающая в воздухе в связи с загадочным маньяком. Временами кажется (а может и не кажется вовсе), что он совсем рядом и наблюдает за молодыми людьми. К этому добавляются также нотки социального неравенства – все три главных героя находятся в разных материальных условиях.
Один из самых талантливых немецких режиссеров современности умудряется не только удержать все эти нити в руках, но и сплести из них причудливую паутину напряжения, интриг и дилемм. Он довольно беспощаден к своим героям – никому не позволяет получить личное счастье и удовлетворение жизненных амбиций одновременно. За все приходится платить, будто говорит режиссер, но иногда кому-то приходится платить гораздо больше, чем остальным.
Прекрасно чувствуя себя и в рамках самостоятельной истории, «Что-то лучшее, чем смерть» оказывается первым шагом для выяснения общей задумки интересного кинотриптиха и ключом к пониманию главных тенденций как современного немецкого кино, так и настроений общества в целом.
Тарас Сасс
«Драйлебен: Что-то лучшее, чем смерть»
Dreileben — Etwas Besseres als den Tod
Германия, 2011
Режиссер: Кристиан Петцольд
В ролях: Якоб Маченц, Луна Мийович, Вьессна Феркич, Райнер Бок, Константин Фролов, Флориан Бартоломей, Стефан Курт, Керстен Блок, Дениз Петцольд и др.