Интересно, что с каждым фильмом «цветной» трилогии количество главных героев возрастало ровно на единицу. Если во французской части была одна героиня, а в польской – двое взаимно любящих и презирающих друг друга героев, то в заключительном фильме трилогии (и творчества режиссера, в целом) их уже трое. Валентина, фотомодель, терзающаяся от непонятной тоски в самом центре Женевы, бывший судья Жозеф Керн с очень циничными привычками и сосед Валентины Огюст, тоже будущий юрист, но с которым девушке долго не суждено встретиться.
Очень сложно определить основную тему «Красного», ведь если брать традиционную символику «цветной» трилогии, то заключительная часть в ней означает «братство», что где-то синонимично свободе («Синий») и равенству («Белый»). Два Кшиштофа, Кесьлевский и Писевич, обладали удивительным талантом соединять в рамках сценария человеческие судьбы и особым образом их переплетать. Вот и здесь, два непохожих друг на друга человека, разница в возрасте между которыми около 40 лет, вдруг неожиданно сближаются и находят разительное взаимопонимание. Она, успешная и немного разочарованная в жизни модель, находит необходимость и возможность для теплого человеческого общения, тогда как он, давно покрывшийся панцирем цинизма и мизантропии, в общении с этой девушкой начинает немного оттаивать, вспоминая, что у людей есть не только пороки, но и ощутимые достоинства.
Кесьлевский вряд ли случайно взял одним из своих героев судью. Ведь люди этой профессии за свою карьеру успевают насмотреться на различные проявления людских пороков и слабостей. Настолько, что можно поверить во все худшее а них. А Валентина словно ангел, разубеждающий Жозефа в этих убеждениях. Кажется, что они были бы хорошей парой, родившись в другое время – он позже или она раньше — но поскольку в данной ситуации возможна только дружба пара Кшиштофов вводит в сценарий еще одного юриста, только будущего, и посылают его Валентине, точно знающей что поделать с циничными служителями Фемиды.
«Красный» имеет огромное значение для понимания всей трилогии в целом. Если каждый фильм считать отдельным произведением, то «Красный» в своем финале, кроме прочего, дает ответы на вопросы о судьбах остальных героев трилогии, подтверждая, что вряд ли кто-то в европейском кино последних 30-40 лет относился с большей любовью и чуткостью к человеку, чем Кшиштоф Кесьлевский.
Автор: Тарас Сасс
«Три цвета: Красный»
Trois couleurs: Rouge
Франция, Швейцария, Польша, 1994
Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский
В ролях: Ирен Жакоб, Жан-Луи Трентиньян, Фредерик Федер, Жан-Пьер Лори, Самюэль Ле Бьян, Марион Сталанс, Теко Селио, Бернар Эскалон и др.