Если все творчество Кшиштофа Кесьлевского можно поделить на два периода: польский и французский, то второй фильм его знаменитой «цветной» трилогии занимает промежуточное положение в такой классификации. Действие начинается во Франции, но скоро перемещается в Польшу. Главный герой польский парикмахер Кароль Кароль переезжает к красивой француженке Доминик, но скорый развод с новой женой и новой страной из-за внезапно возникшей импотенции возвращают его на родину.
Кесьлевский наверняка догадывался о том, что «Белый» будет его последним фильмом, снятым на родине, а поэтому, кроме переживаний за своих героев, немало внимания уделил и своей стране, создав, наверное, лучший потрет Польши начала 1990-ых годов, показав все прелести переходного периода между социалистическим строем и капиталистическими реалиями.
Белый цвет дает возможность для множества трактовок, основной из которых для фильма есть равенство. Но равенство не политическое или социальное, а именно человеческое, которое и исследует Кесьлевский и его верный сценарист Писевич. Оба главных героя весь фильм весь фильм стремятся к ней, но так ее и не получают. Если в начале фильма униженным оказывается Кароль, которого без денег и сочувствия ыкинули из Франции, то в концовке в подобной ситуации, но уже в Польше, оказывается его бывшая жена Доминик. Несмотря на множество несчастий, которые герои принесли друг другу, они решают для себя вопрос равенства в особый способ, понимая, что очень близко к нему ходит любовь.
«Белый» хоть и является частью трилогии, но прекрасно смотрится и как отдельный фильм. Единственное, что режиссер оставляет интригой так это концовку этой странной истории любви, которую он откроет внимательным зрителям только в заключительной части трилогии.
С другой стороны, «Белый» — это фильм о загадочной славянской душе, которая всегда желает праздника, и не желает мириться с условностями изменчивого внешнего мира. Ведь если делать что-то, то отдаваясь этому всей своей сутью. Любить, так любить, ненавидеть, так ненавидеть, пить до валяния на льду, а гулять так до последнего гроша.
Недаром в фильме режиссер собрал не только лучших польских актеров, но и тех, кто уже работал с ним не единожды. Комедия вообще нечастый жанр для душевного и гуманистичного поляка, но вырезав из нее при монтаже все самые смешные моменты, его комедия кажется ироничной притчей, рассказанной умудренным годами рассказчиком, искренне сопереживающим своим персонажам, в каждом из которых наверняка есть частичка себя самого.
Автор: Тарас Сасс
«Три цвета: Белый»
Trzy kolory: Bialy
Франция, Швейцария, Польша, 1993
Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский
В ролях: Збигнев Замаховский, Жюли Дельпи, Януш Гайос Ежи Штур, Александр Бардини, Гжегож Вархол, Цезари Харасимович, Ежи Новак, Ежи Треля, Цезары Пазура и др.