Рецепт всеобщего успеха немого черно-белого фильма французского режиссера прибалтийского происхождения Мишеля Хазанавичуса, увы, кроется не столько в художественных особенностях, сколько в пиар-талантах могучих продюсеров Вайнштейнов. Братья наверняка знают, как доводить своих фаворитов до Олимпа, и доказывали это не единожды, а это знание заключается в огромной предварительной работе, которую структуры Вайнштейнов проделывают для продвижения своих протеже. Такая «опека» часто создает излишней негативный флер для картин, который образовывается независимо от художественных качеств оных.
Завязка сюжета довольно интересна и напоминает легендарную голливудскую ленту «Поющие под дождем» (отсылки к этому фильму есть и дальше в фильме) – звезда немого кино Джордж Валентайн (намек на реального актера Рудольфа Валентино), оказавшийся на обочине профессии из-за технических новшеств. В свое время приход звука в кино действительно поломал многие судьбы, а поэтому герой Жана Дюжардена идет по проторенной схеме – обида, пьянство, банкротство и суицидальные настроения.
Режиссер Хазанавичус, похоже, так и не определился с тем, что желает достичь своим фильмом: то ли воспеть немую эпоху в кино, то ли показать зарождение классического Голливуда, то ли что-то еще.
Визуальная стилизация фильма отличная, это касается многих аспектов картины – от декораций и музыкального оформления до шрифтовых стилей интертитровых надписей. Однако хорошая «картинка» входит в диссонанс со сценарием ленты, который смотрится лишь как добрая пародия на немую эру. Ведь в лучших образцах немых фильмов сценарии были проработанные, а сюжет увлекал, тогда как в «Артисте» легко угадывается не только финал, но и основные сюжетные повороты. Не удалось должным образом режиссеру показать и суть драмы многих актеров, не сумевших преодолеть границу, отделяющую немые картины от звуковых.
Тем не менее, ругать фильм сложно, ибо при ряде недостатков он несет в себе немало позитива: от чувства ностальгии по старым временам до выходок симпатичного терьера Угги и чарует улыбкой несравненной Беренис Бежо. А главное – для начинающих кинозрителей он может стать толчком к путешествию в мир немого кино, где Гарольд Ллойд висит на стрелках часов, Бастер Китон с невозмутимым видом покоряет страну на поезде, а Чарли Чаплин с огромным аппетитом доедает собственный ботинок.
Автор: Тарас Сасс
«Артист»
The Artist
Франция, Бельгия, 2011
Режиссер – Мишель Хазанавичюс
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудмен, Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер и др.