Удивительно, сколько сложных идей и тем может сочетать в себе единое произведение, будь то картина, роман или, как в данном случае, фильм. Я уже несколько раз возвращался к «Мюнхену» Стивена Спилберга, всегда подмечая какие-то новые детали – к примеру, этот пересмотр я изначально посвятил тому, чтобы проследить, как Спилберг воплотил на экране своё вдохновение эстетикой кино семидесятых.
И сделал он это совершенно потрясающе, используя как очень характерные для того периода зумы, так и особую зернистость и своеобразную мягкость изображения. Но всё же все эти просмотры всегда кое-что объединяло – каждый раз я практически моментально терялся в захватывающем нарративе, попутно поражаясь размаху тематического наполнения и, конечно, уровню, на котором всё это воплощено.
Особенно здорово Спилберг и его сценаристы развивают мысль о том, что насилие порождает насилие – фильм блестяще представляет позиции двух конфликтующих сторон, при этом не только не делая ни одну из них правой, а смело подвергая их критике. Конечно, можно спорить, что порой насилие остаётся единственным методом защиты, но ведь в итоге на смену уничтоженному злу придут другие его последователи, вновь приводя в действие механизм жестокости, жертвой которого может стать абсолютно любой.
Несмотря на цель, кровь остаётся кровью, и так или иначе это всегда будет преследовать того, кто её пролил. Так и наш протагонист Авнер в финале фильма пытается вернуться к нормальной жизни, приглашая своего негласного босса на совершенно обычный ужин и предлагая ему «преломить с ним хлеб». И своим ответом тот лишь напоминает ему, что жизнь никогда не будет прежней.
Автор: yeahlookoff
«Мюнхен»
Munich
США, Франция, Канада, 2005
Режиссер – Стивен Спилберг
В ролях: Эрик Бана, Дэниэл Крэйг, Кирен Хайдз, Матьё Кассовиц, Ханнс Цишлер, Айелет Зурер, Джеффри Раш, Гила Альмагор, Микаэль Лонсдаль, Матье Амальрик и др.