У Анастасии Вертинской на редкость удачная судьба. Родившись в семье известного эстрадного артиста и успешной актрисы, она начала сниматься в кино, когда ей было всего 15 лет. Но ранний успех, творческая семья и окружение задали планку, которой современная российская культура, по словам актрисы, не соответствует. Последний фильм в фильмографии актрисы снят в 2000 году, а предпоследний – в 1994. Она давно ушла из кино нисколько об этом не жалеет.
Игра в классику
16-летие Вертинская отметила на съёмках «Алых парусов», которые были её дебютом. В следующем году она снялась в фильме «Человек-амфибия», укрепившем статус актрисы в качестве юной звезды советского кино, в котором она на три года опередила старшую сестру Марианну.
Потом была Офелия в «Гамлете», Лиза Болконская в «Войне и мире», графиня Оливия в «Двенадцатой ночи», незабываемая Мона в «Безымянной звезде» и булгаковская Маргарита в противоречивой экранизации Юрия Кары.
«Мастер и Маргарита» был снят в 1994 году, затем она снялась в роли Атаманши в «Бременских музыкантах» Александра Абдулова, которые вышли на экран в 2000 году. Вот уже более 20 лет Вертинская в кино не снимается, не делая исключений ни для большого экрана, ни для сериалов.
В 1983 году Вертинская даже отказалась от роли Мэри Поппинс прямо в день съёмок, решив, что этот материал ей категорически не подходит, и роль ушла к Наталье Андрейченко. И никогда она об этом не жалела. В этом вся актриса.
На вопрос о том, почему она ушла из кино навсегда, она дала ответ много лет назад в телеинтервью программе «Временно доступен», лишь подтвердив его в недавних беседах с журналистами.
Об уходе из кино
«В каком кино я должна работать? Существует планка, которая совершенно не опускается, даже если на ней повиснуть. Существуют фильмы, в которых я играла. Это высокая литература, это Толстой, Шекспир… Я всегда говорю одну фразу: «Я не буду играть маму киллера!». Где я должна играть? Где эта роль, по которой я должна рыдать из-за того, что я её не сыграла?
Что играть – это важно. Есть то, что ты не можешь перешагнуть в самой себе. Я не могу себя заставить, тем более, что мне особенно и не предлагают. Конечно, если завтра мне скажут, что есть какая-то интересная роль или экранизация, я не откажусь, потому что основа – это классика».
О второй половине жизни
«Есть два пути прожить свою жизнь во второй её половине. Первый путь – это бежать впереди поезда, кричать «Вот она, я! Я ещё танцую, ещё двигаюсь, я ещё пою, я ещё молодая!». А есть второй путь: не надо никуда бежать. Надо просто жить, делать какое-то дело, создавать то, что ты ещё можешь создавать и никогда не переоценивать себя в реальной жизни. Потому что реальная жизнь – это эпоха, которая захочет – впишет тебя, а не захочет – не впишет».
Об одиночестве и семье
«Одиночество – это то, чего для меня не существует. Это плодотворнейшая среда, творческая галактика. Одиночество существует только тогда, когда у тебя пустота внутри. Одиночество – это редкие минуты, когда я наконец могу побыть дома одна. Я просто себя нагружаю делами и проблемами и стараюсь их разрешить. И как Чип и Дейл – спешу на помощь. А об одиночестве могу только мечтать.
Главное – это то, что у меня есть семья. Семья – это не всегда муж и жена. Это мать, родители, сёстры, племянницы. У меня две потрясающие племянницы, у меня внуки. Это моя семья, мне важно, что они существуют. И это всё связано любовью».
Сегодня актриса занимается благотворительным фондом поддержки ветеранов сцены и восстановлением песенного наследия своего отца. У неё есть сын Степан от брака с Никитой Михалковым и четверо внуков, с которыми она проводит огромное количество времени. Серьёзное увлечение кулинарией привело к новому занятию актрисы – она курирует работу поваров в ресторанах своего сына.
В декабре 2021 года Анастасии Вертинской исполнится 77 лет.