Папа играет с дочкой в куклы… Мама с дочкой гуляют в парке… Родители берут дочку к себе в супружеское ложе… Дебютная режиссерская работа Мии Хансен-Лёв «Все прощено» («Tout est pardonné») о семье: о муже и жене, об отце и дочери.
В начале фильма зритель переносится в Вену, и далее режиссер ведет его по австрийской и французской столицам, где супружеская пара попытается воскресить мир в давшей трещину семье. Любовная сцена намекает на то, что между Виктором (Поль Блен) и Аннет (Мари Кристин Фридрих) еще не угасла страсть. Игра в куклы с шестилетней Памелой говорит о заботе отца о своем чаде. Но Виктор не может жить в гармонии с семьей: в нем бушуют противоречия, которые сначала в рабочие будни приводят его в парижские кафе, потом и вовсе отворачивают от него, ставшего наркоманом, семью, которая перебирается обратно в Австрию.
Одиннадцать лет спустя дочь, которая с матерью и ее новой семьей снова живут в Париже, узнает, что отец, исчезнувший однажды из их жизни, проживает неподалеку и мечтает встретиться с ней. За одной встречей следует другая, а за ней – смерть Виктора и окончательный разрыв кровных уз.
Дебют Хансен-Лёв нельзя причислить к пресловутым «блинам комом», но шедевром «Все прощено» назвать крайне сложно. Сюжет далек от оригинальности, но это не главное. Никаких открытий картина не сделала и ничего нового зрителю не поведала. Если отец семейства безработный наркоман – это верный признак краха семьи. Если после долгой разлуки дочь соглашается на встречу с отцом – за этим скорее скрывается любопытство девочки, которая хочет разобраться в причинах разрыва родителей. Самоубийство отца после пары встреч со своим ребенком – символический прием, сообщающий, что он, наконец, осуществил то, ради чего жил все последние годы.
Разные языки, на которых в начале фильма говорят супруги, как будто сразу сообщают о разном мироощущении Виктора и Аннет. Яркие переживания жены по поводу ускользающего из их жизни супруга противопоставляются немногословным появлениям на экране ее мужа с несколько театральными взглядами и равнодушием ко всему происходящему.
Счастливая новая семья Аннет и Памелы – диссонанс с одиноким и неприкаянным существованием Виктора. Контрасты не слишком ярки, завуалированы и почти незаметны. Картинка прозрачна, воздушна, ненавязчива и порой бессодержательна. Она расцветает и начинает играть другими красками ближе к концу фильма, когда мы видим Памелу повзрослевшей – девочка вносит движение в довольно статичный сюжет.
Фильм смотрится несколько неровным, даже несмотря на то, что в нем практически отсутствуют эмоциональные сцены, сыгранные с оголенными нервами. Автор будто говорит со зрителем шепотом, не прибегая к полутонам в цветовой гамме видеоряда, но размывая и чуть растягивая смысловые отрезки картины, добавляя к незамысловатому сюжету «изюминку», которая не всегда считывается и не всегда придает этому авторскому блюду тот вкус, который задумал режиссер.
Несмотря на завершенность сюжетной линии, некоторые вопросы остаются открытыми. Почему Виктор совершил суицид? Неужели все эти годы единственным смыслом его жизни была лишь встреча с дочерью? Прогулка Памелы с отцом, с робкими взглядами и скупыми речами не кажется желанной встречей с обеих сторон. Годы спустя Аннет остается абсолютно равнодушной к своему бывшему супругу и к его последующей кончине, что, по меньшей мере, удивительно. В конце фильма Памела встает из-за обеденного стола и уходит, растворяясь в природной зелени деревни, а дальше титры… Наверное, добавить больше нечего, потому что все сказано и все прощено.
Фильм хорошо смотрится именно как картинка: хорошая работа оператора и художника, от Констанс Руссо, сыгравшей взрослую Памелу не оторвать глаз, Мари-Кристин Фридрих хороша в динамичных эмоциональных сценах, когда она сбрасывает свой образ сдержанной австрийки. Сбивает с толку некая безжизненность Виктора, которая возможно продиктована решением создателей фильма, а может и является характерной особенностью Поля Блена, его сыгравшего.
В любом случае, «Все прощено» – хороший зачин молодого режиссера Хансен-Лёв для дальнейших работ на ниве авторского кино, хотя и далекий от звания крепкой полноценной художественной картины.
«Все прощено» (Tout est pardonné)
- Франция, 2007
- Режиссер: Миа Хансен-Лёв
- В ролях: Поль Блен, Мари Кристин Фридрих, Виктуар Россо. Констанс Руссо.