Советское кино к актёрам было более требовательным, поэтому попасть на экран было не так просто, как сегодня. Одни становились звёздами в юном возрасте, тогда как другие ждали своего звёздного часа долгие годы. Представляем 10 советских актёров, которые стали знаменитыми после долгих лет работы на вторых ролях или даже эпизодах.
1. Леонид Филатов (1946-2003)
Филатов начал сниматься в кино в 1970 году, тогда же стал играть в Театре на Таганке, но подлинную славу получил спустя почти 10 лет. Всё это время он снимался в телевизионных фильмах, а большое кино обходило его стороной. Причина банальна: Филатов режиссёрам казался «неконкурентоспособным» по сравнению с прочими востребованными актёрами того времени. Нескладный, непластичный, некрасивый, не слишком мужественный…
Всё изменил «Экипаж» Александра Митты, где актёр снялся по чистой случайности. Главную роль должен был играть Олег Даль, но он выбыл из проекта, когда работа уже началась. После премьеры фильма и той самый сцены с Александрой Яковлевой 33-летний Филатов, который уже ни на что не рассчитывал, стал одним из самых желанных мужчин советского кино.
фото: kinoafisha.info/24smi.org/tvc.ru
2. Леонид Броневой (1928-2017)
Коренной киевлянин, родившийся в еврейской семье, он окончил Ташкентский театрально-художественный институт, после которого работал на узбекском радио, а потом несколько лет играл в провинциальных театрах по всей стране.
В кино Броневой впервые снялся в 36-летнем возрасте, но всесоюзную известность получил почти 10 лет спустя. Славу принесла ему роль Мюллера в сериале «Семнадцать мгновений весны», от которой отказался Всеволод Санаев. Его Броневой сыграл, когда ему было 45 лет.
3. Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)
Поздняя слава этого гениального актёра была иронично обыграна фильме «Москва слезам не верит». Помните, как Смоктуновский, игравший самого себя, представляется Кате и Людмиле начинающим актёром, на что героиня Ирины Муравьевой восклицает:
«Поздновато начинаете!»
Смоктуновский приехал в Москву, когда ему было почти 30. Некоторое время он снимался в небольших и даже бессловесных эпизодах, играл малозаметные роли в театре. Профессионалы говорили, что при всём таланте актёра его фактура в то время была попросту не нужна ни для кино, ни для театра.
Интеллигентный, трепетный, с завораживающим голосом, он наконец прогремел не только на весь Союз, но и на весь мир после съемок в Гамлете Григория Козинцева в 1964 году, когда ему уже исполнилось 39 лет. Юрия Деточкина в трагикомедии «Берегись автомобиля» актёр сыграл в 41 год.
4. Анатолий Папанов (1922-1987)
Папанов начал сниматься ещё до войны: в 1937 году юный Толя появился в эпизоде картины «Ленин в октябре». А затем была война, в которой будущий актёр получил серьёзное ранение, но это не сломило его желания заниматься профессией. Папанов играл на сцене Театра Сатиры, работал на озвучании, а своей внешности сильно стеснялся.
Подлинная актёрская известность пришла к нему на пороге сорокалетия. 1961 году он сыграл в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», а в 1962 году — роль второго плана в трагикомедии «Приходите завтра». С конца 60-х у Папанова начался период активной работы на экране. В 1969 году он впервые подарил свой голос волку из мультика «Ну, погоди!», в очередной раз обессмертив себя для зрителя.
5. Вениамин Смехов (р. 1940)
Долгое время Вениамин Смехов оставался преимущественно театральным актёром, став с 1964 года одним из ведущих актёров Театра на Таганке. Слава и узнаваемость пришла к нему с ролью Атоса в культовых «Трёх мушкетерах». Фильм вышел на экраны в декабре 1979 года, когда Смехову было 39 лет. Атос стал действительно ролью жизни, за которую актёр очень благодарен судьбе.
По иронии судьбы в 1971 году он играл в телеспектакле «Двадцать лет спустя», но исполнял роль Арамиса, а Игорь Старыгин, игравший его в киноверсии, играл виконта де Бражелона.
6. Юрий Никулин (1921-1997)
Добрый советский клоун впервые появился в кино в фильме «Девушка с гитарой» в 1958 году, когда ему было 37 лет. Широкую популярность Никулин приобрёл в роли Балбеса в гайдаевских комедиях, когда ему уже исполнилось 40. Всю жизнь эта роль оставалась его визитной карточкой, как и Семён Семёнович Горбунков в «Бриллиантовой руке», которого Никулин сыграл в 47 лет.
7. Валентин Гафт (1935-2020)
Узнаваемая внешность, творческая пластичность, отрицательное обаяние и яркая харизма сделали Гафта одним из самых плодовитых актёров советского кино. Он начал сниматься ещё в 50-е годы, однако славу обрёл в 70-е.
Необъятная масса зрительского признания обрушилась на актёра сначала после комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!», а затем после ролей фильмах Эльдара Рязанова, как раз к его 40-летию.
8. Олег Басилашвили (р.1934)
Молодой Басилашвили начал сниматься в кино сразу же после окончания Школы-студии МХАТ в 1956 году. Роли были хоть и центральными, но до народной известности было далеко. Зато Олег Валерьянович стал одним из ведущих актёров Большого Драматического Театра.
Что же такое зрительская любовь и популярность Басилашвили узнал благодаря фильмам Эльдара Рязанова («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово») и «Осеннему марафону» Георгия Данелии, в котором он предстал в непривычном для себя образе непутёвого мягкотелого переводчика. Всё это произошло во второй половине 70-х годов, когда актёру было уже за 40.
9. Евгений Евстигнеев (1926-1992)
Евгений Александрович стоял у истоков театра «Современник», который был основан в 1955 году. Последующие 10 лет Евстигнеев снимался в небольших ролях в кино и был очень занят на сцене. В 1964 году актёр сыграл у Элема Климова в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который принесла ему огромную всесоюзную известность. На тот момент Евстигнееву было 38 лет.
Но ролью жизни Евстигнеева не будет ошибкой назвать профессора Преображенского в «Собачьем сердце» (1988). Эту роль он сыграл уже на закате жизни, за 4 года до своего трагического ухода.
10. Пётр Вельяминов (1926-2009)
У Петра Вельяминова судьба трудная и незавидная. Почти 10 лет лагерей (1943-1952) не сломили мужчину, который жить не мог без актёрства, но занялся им профессионально довольно поздно. Увлечение театральной самодеятельностью привели его к работе на сцене театров по всему бывшему СССР. На сцене театра Свердловска (ныне Екатеринбург) его приметили Валерий Усков и Владимир Краснопольский, которые искали героя для своего нового фильма «Тени исчезают в полдень».
Премьера картины состоялась в феврале 1972 года, когда Вельяминову, сыгравшему председателя колхоза Захара Большакова, было уже 45 лет. Став узнаваемым и любимым актёром у советского зрителя, он перебрался в Москву и стал играть на сцене столичного «Современника». Затем он перешёл в Театр-студию киноактёра и продолжил сниматься в кино, появляясь на экране вплоть до 80-летнего возраста.