Бункер (2004)

Бункер, фильм, Германия, 2004

Даже знатоки военного кино с трудом смогут назвать достаточное количество приличных фильмов о Второй мировой, созданных немецкими кинематографистами. Так уж повелось, что образцовые военные ленты создавались в Советском Союзе, Польше, Италии, США, Чехословакии или Франции, тогда как Германия, за редким исключением, хранила молчание после пережитого унижения и распада страны. Тем более смелым смотрится решение талантливого и смелого режиссера Оливера Хиршбигеля приняться за экранизацию произведения, рассказывающего о последних днях жизни Адольфа Гитлера, которые (согласно официальной истории) он провел в подземном бункере в центре Берлина.

Книга написана от имени секретарши диктатора, которая поступила на работу в последние недели существования Третьего рейха. Предчувствуя скорое поражение, обитатели подземелья ходят подавленные, хотя и не решаются вслух говорить о закате могущественной империи. Образ Гитлера, созданный в фильме, в корне отличается от десятков его интерпретаций в мировом кино, которые, в основном, сводятся к двум типажам: карикатурной истеричке и полубезумному самодуру.

И одна, и другая вариация едва ли соответствуют действительности. Хиршбигель в сотрудничестве с ведущим немецким актером Бруно Ганцем создали новый и реалистичный образ. Еще несколько лет он был самым могущественным человеком планеты, а теперь он просто усталый старик, который понимает, что дело всей жизни терпит крушение, а поэтому даже неопытной печатнице можно простить нелепые нерасторопности.

Бункер, фильм, германия, 2004

Режиссер сосредоточивается на бытовых ситуациях в подземке (скромные празднования, бумажная работа, совещания), благодаря которым лучше раскрывает внутренние портреты не только фюрера, но и его свиты, уже понявшей свою обреченность. Ведь на окраинах Берлина уже стоят советские войска, а пощада в таких условиях попросту невозможна. Кстати, последним оплотом, защищающим фюрера, оказывается не какой-то элитный отряд, а малолетние бойцы «Гитлерюгенда», которые до последнего вздоха готовы стоять за идеи, к которым их приобщили в раннем детстве. Это лишний раз доказывает, насколько сильной была пропаганда в нацистской Германии, и насколько больше ярых фанатиков могло образоваться вокруг Гитлера спустя пять-десять лет.

При этом режиссер не пытается ни осуждать, ни оправдывать Гитлера. Осуждать слишком банально, а оправдывать противоречит мировоззрению Хиршбигеля, который тяготеет к исследованию психологии человека в экстремальных ситуациях. Ценность фильма не только в точном воспроизведении обстановки последних дней империи, сколько в попытке объективного изображения самой демонизированной и, возможно, самой демоничной личности в истории ХХ столетия и всего мира.

Тарас Сасс

Бункер, фильм, Германия, 2004

«Бункер»
Der Untergang
Германия, Австрия, Италия, 2004
Режиссер: Оливер Хиршбигель
В ролях: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфух, Ульрих Маттес, Юлиане Кёлер, Хайно Ферх, Кристиан Беркель, Маттиас Хабих, Томас Кречманн и др.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code